МАСЛА И ЛАКИ.
Отрывки, Книги: Киплик Д.И., Виннер А. В.



            МАСЛА, ИХ ПОЛУЧЕНИЕ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ
      Масла являются основным материалом, на котором при готовляют масляные живописные лаки и краски. От других жиров, как, например, от воска, масла отличаются главным образом тем, что содержат в своем составе глицерин, которого воск не имеет. При изготовлении масляных живописных красок применяют исключительно высыхающие растительные масла. Растительными маслами называются растительные жиры, находящиеся при обыкновенной температуре в жидком состоянии. В отличие от эфирных масел растительные масла называются также жирными маслами.
      Растительные масла - это сложные органические соединения, представляющие собой глицерины, т. е. сложные эфиры трехатомного спирта-глицерина и кислот эфирного ряда как насыщенных (пальмитиновая, стеариновая, миристиновая), так и ненасыщенных (олеиновая, линолевая, линоленовая). Интересующие нас растительные масла отличаются от твердых жиров и других масел тем, что они состоят главным образом из ненасыщенных жидких жирных кислот: линолевой, линоленовой и олеиновой (55-65%) с преобладанием в их составе линолевой и линоленовой кислот'. Эти кислоты хорошо окисляются, присоединяя кислород воз-' духа. Окисление происходит тем сильнее, чем менее кислота на- сыщена. Кроме того, растительные масла содержат незначительное количество (4,5-10%) насыщенных жирных кислот пальмитиновой, миристиновой и стеариновой, которые почти не окисляются, а также неомыляемый остаток, красящие вещества и раз- личные примеси. Различие между отдельными применяемыми в живописи растительными маслами заключается в том, что каждый вид масла ' Просостоит из разных кислот, если же кислоты одинаковы, то они находятся в различных количественных соотношениях'.
      Химический состав масел оказывает существенное влияние на свойства и особенности отдельных сортов масел и получаемых при их высыхании пленок. Находящие применение в живописи при изготовлении красок растительные масла - льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечное и др. - принадлежат к группе высыхающих масел. Высыхающими маслами называются такие масла, которые бладают способностью при нанесении их в тонком слое на ка- кую-либо поверхность (например, стекло), высыхая, затвердевать, образуя при этом прочную и твердую масляную пленку.
      По принятой в технике классификации масел все растительные масла подразделяются по своим физическим и химическим свойствам на ряд групп. Применяемые в живописи масла относятся к двум группам. К первой группе масел, высыхающих подобно льняному, принадлежат льняное, конопляное, сосновое. Масла этой группы характеризуются значительным содержанием линолевой ки- слоты и более умеренным содержанием линоленовой и олеиновой и незначительным количеством твердых жирных кислот (пальмитиновой, миристиновой и др.), кроме того, они содержат рад примесей и неомыляемый остаток.
      Во вторую группу масел входят маковое и подсолнечное масла. Масла этой группы, в отличие от первой группы масел, не содержат вовсе или содержат в крайне незначительном количестве линоленовую кислоту. Для этой группы масел характерно преобладающее содержание линолевой кислоты при более умеренном содержании олеиновой и незначительного количества твердых насыщенных жирных кислот; кроме того, они содержат некоторое количество посторонних примесей и неомыляемый остаток. Ореховое масло представляет собой переходное звено от группы масел, подобных3 маковому, к группе масел, подобных льняному. Масляные пленки льняного, конопляного и отчасти подсолнечного и орехового масел при надлежащей обработке этих Масел отличаются большой прочностью, твердостью и эластичностью. Пленки же таких масел, как маковое, уступают в прочности и стойкости пленкам предыдущих масел.
      Д е м ь я н о в Н. Я., Жиры и воска, 1932, стр. 73-82.
      Зиновьев, Химия жиров, 1932, стр. 222.
      Там же, стр. 243. Проф. И в а н о в. Химия жиров, 1935.
      ф. Иванов, Химия жиров, 1935, стр. 37.
      Испанский живописец XVII в. Паломино также применял способ приготовления сиккативного масла посредством настаивания масел на свинцовых белилах. Его способ состоял в том, что "льняное масло наливают в стеклянный сосуд, добавляют незначительное количество свинцовых белил, хорошо размешивают и ставят на солнце на 3 дня, ежедневно взбалтывая смесь".
      "Возьмите кварту льняного масла, налейте его в глиняный горшок, затем прибавьте к этому кусок черного хлеба, искрошенного и смешанного с некоторым количеством древесных опилок, и порошка свинцовых белил; затем соедините все вместе и горшок со всем этим поставьте в жаркую погоду на солнце на 4-5 дней; 5 или 6 раз в день надо мешать и взбалтывать все это, заботясь о том, чтобы в открытый горшок не попало пыли и грязи. Когда это будет сделано, вы увидите, что масло стало светлым и прозрачным; дайте горшку спокойно постоять целый день, все упомянутые выше вещества осядут, и тогда вы можете осторожно слить очищенное масло в чистый стакан и сохранять для своих надобностей".
      ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЕНКИ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВЫСЫХАНИИ МАСЕЛ
      Масло при соприкосновении с кислородом воздуха вступает с ним в химическое взаимодействие, поглощая его при этом, в результате чего образуются сложные химические соединения, содержащие в своем составе повышенное количество кислорода. В результате присоединения кислорода воздуха масло окисляется. Окисление сопровождается рядом сложных физико- химических процессов, до сего времени еще недостаточно вы ясненных. Однако ясно, что кислород воздуха вступает в моле кулу жира, оказывая при этом действие на так называемые ненасыщенные кислоты. Вес масла, вступившего во взаимодействие с кислородом воздуха, увеличивается до 20-22%. Одновременно масло уплотняется, густеет, на поверхности его слоя образуется эластичная пленка, по истечении известного времени отвердевающая. При окислении масла возрастает кислородный коэффициент его; увеличивается процент содержания жирных кислот, уменьшается йодное число, в результате происходящего процесса высыхания само масло резко изменяет свой химический состав и свои свойства.
      Де Майерн, Трактат, 1620, § 31.
      Паломино, Трактат, 1669.
      Д е Майерн, Трактат, 1620, § 293.
      Окисление масла кислородом воздуха приводит к образованию в нем ряда сложных смесей различных продуктов, в том числе и летучих веществ, испаряющихся при высыхании масла. Присоединяя кислород воздуха, масло одновременно в процессе высыхания-окисления отдает часть своих продуктов в виде летучих частей.
      Сам процесс высыхания масла и образования пленки может быть разделен на ряд следующих моментов.
      Затягивание. Масло начинает окисляться; его поверхность затягивается тончайшей пленкой. Эта стадия высыхания и есть начало образования масляной пленки. В этой первоначальной стадии высыхания поверхность масла представляет чрезвычайно липкий слой. При соприкосновении какой-либо поверхности с образовавшейся пленкой последняя быстро к ней прилипает. В этой стадии высыхания масел пленка состоит в своих верхних слоях из свежего эластичного линоксина, в нижних слоях - из полужидкой массы масла, вступающей в стадию окисления.
      Подсыхание. Высыхание масла переходит в следующую свою стадию; поверхность ранее образованной пленки при про- ведении по ней пальцем кажется достаточно сухой, но при слабом нажатии на нее на ней остается след, и она дает ощущение отлипа.
      Отвердение масляной пленки характеризуется тем, что при более сильном надавливании на масляную пленку на по- верхности ее не остается видимых следов и отлипа не получается, но все же масло еще не просохло во всей своей толще, и при легком нажатии на его поверхность ногтем остается видимый след и сам слой мягок. При этой стадии высыхания масло продолжает присоединять кислород воздуха и окисляться. Полное отвердение. Эта стадия высыхания масла характеризуется полным отвердением масляной пленки во всей ее толще.
      Масляная пленка превращается в твердый и даже несколько хрупкий линоксин. Пленка не дает видимого отлипа, не размягчается при легком надавливании на нее ногтем пальца и на ней не остается при этом видимых следов. Полное отвердение есть момент окончательного образования масляной пленки и начало ее старения - разрушения. Высыхая, масло претерпевает ряд существенных физикохимических изменений. Изменяется его консистенция, удельный вес его увеличивается, масло густеет, уплотняется, уменьшается йодное число (способность к высыханию), возрастает кислотный коэффициент, увеличивается содержание оксикислот, уве- личивается процент содержания жирных кислот и т. д.
      ТЕОРИЯ ВЫСЫХАНИЯ МАСЛА До сего времени установлено совершенно точно, что при высыхании масел происходит увеличение веса масла в результате поглощения им кислорода воздуха. После поглощения маслом максимального количества кислорода воздуха и достижения в связи с этим наибольшего веса, масляная пленка начинает" постепенно терять в весе, что в конечном счете сопровождается ее разрушением. Следует иметь в виду, что масло, вступая во взаимодействие с кислородом воздуха и находясь под влиянием кислорода и света, претерпевает ряд существенных изменений, а именно: происходит дальнейшее окисление молекул масла„ вызывающее распад его молекул, сопровождаемый образованием и выделением из него ряда летучих продуктов.
      До самого последнего времени полной ясности в вопросе о сущности совершающихся при высыхании масла и образовании масляной пленки физико-химических процессов нет. Существу- ет ряд теорий высыхания, объясняющих сущность происходя- щих при высыхании процессов, но все они полного объяснения происходящему не дают. Приведем основные взгляды по вопросу высыхания масел ряда крупнейших ученых. Теория проф. Мульдера объясняет процесс высыхания, масел таким образом. В начальной стадии высыхания глицерин масла отщепляется и окисляется сперва в глицериновую и акриловую кислоты, затем в уксусную, муравьиную и углекислоту и улетучивается. При этом олеиновая, кислота окисляется весьма слабо.
      Основные составные части масла - линолевая и линоленовая кислоты - окисляются, поглощая кислород воздуха, отщепляют воду и переходят в твердое вещество - линоксин. Таким образом, линоксин образуется в результате совершающегося окисления кислородом воздуха линолевой и линоленовом кислот и отщепления ими воды. Входящие в состав масла кислоты пальмитиновая и миристиновая остаются в результате совершающихся процессов неизменными и придают линоксину мягкость и эластичность.. После этого в процессе высыхания масла и образования масляной пленки наступает стадия покоя, проходящая через некоторое время и после которой кислоты олеиновая, пальмитина о в ая и миристиновая, оставшиеся неизменными, окисляются, превращаясь при этом в летучие продукты. В результате этого пленка масла становится хрупкой и происходит процесс окисле- ния линоксина; процесс его окисления совершается довольно медленно и сопровождается разрушением масляной пленки.
      Следует отметить ошибочность утверждения Мульдера о том, что после полного отвердения масляной пленки наступает стадия химического покоя в масляной пленке. Работы Фариона и Других отвергают это ошибочное положение: на основе их можно утверждать, что в сущности никакой стадии химического покоя в масляной пленке при высыхании не бывает. После пол- ного отвердения масляной пленки и до наступления ее разрушения в ней по-прежнему продолжают происходить различные физико-химические процессы, правда, они происходят сильно за- медленным темпом.
      Точка зрения Бауэра и Гацура на процесс высыхания противоположна теории Мульдера. Их теория объясняет высыхание так. Отщепляется в начальной стадии высыхания не весь глицерин, входящий в состав масла, а только известная часть его, именно та часть, в которой глицерин находится не в свободном состоянии, а связан с насыщенными жирными кислотами масла. Олеиновая и насыщенные кислоты не окисляются. Бауэр делает весьма ценное указание на то, что чем больше входит в состав масел насыщенных и олеиновых кислот, тем меньшую способность к высыханию обнаруживает масло. Главную роль в про цессе высыхания масел играют две кислоты масла: линолевая и линоленовая. Бауэр также отмечает, что чем больше этих двух кислот содержится в масле, тем выше его высыхающая способность (тем выше его йодное число). Проф. Е. Орлов в своих исследованиях масляной пленки и высыханий масел устанавливает следующее. Масляная пленка делится на две части: одна часть веществ, входящих в нее, обладает способностью растворяться в серном эфире, другая часть веществ, ее составляющих, не растворима в серном эфире. Он также утверждает, что олеиновая кислота при высыхании масла не подвергается окислению. Самый процесс высыхания масел Орлов рассматривает как комплекс физико-химических явлений. Проф. Эйбнер в своих исследованиях пришел к выводу, что высыхание масел не есть только химический процесс, а является очень сложной химически каталитическо-коллоидальной реакцией, сущность которой еще далеко не ясна. Доктор Вольф считает, что высыхание масел не есть непосредственное следствие происходящих при высыхании химиче- ских процессов. Он на основании своих исследований утверждает, что химические процессы, происходящие в маслах при высыхании, служат своеобразным толчком, благодаря которому „Образуются коллоидальные продукты, обуславливающие характером своего строения развитие коллоидальных процессов, в ре- зультате которых масло уплотняется, изменяется его физическое состояние и совершается переход его из жидкого состояния в твердое.
      В одной из своих последних работ Вольф приходит к выводу, что весь процесс вы- сыхания масел совершается в три последовательно идущие фа- зы:
      первая фаза - оксидация с образованием перекиси и пере- ходом ее в оксисоединение, образование альдегидов и т. п.;
      вторая стадия - переход коллоидального раствора в гель;
      третья фаза - образование твердой пленки в результате отвердения геля под влиянием оксидации и разрушение лаковой пленки.. Таким образом, процесс высыхания масла в общей, краткой форме может быть представлен так. Окисление составных частей масла - увеличение веса масла. Образование свободных органических кислот разряда жирных насыщенных. Испарение части продуктов окисления. Омыление жирных кислот, переход линолевой и линоленовой кислот в линоксин и начало коллоидальных процессов (об- разование геля). Окончательное отвердение масляной пленки и развитие коллоидальных процессов. Окисление неокисленных ранее кислот и линоксина и разрушение пленки. При этом масляные пленки проходят процесс своего созревания, дальнейший ход которого выражается в" перемещении количественных отношений от золя к гелю в ста- реющих пленках в пользу последнего.
      Кроме указанных выше теорий, объясняющих высыхание; масел, имеется еще теория Сланского, пытающаяся объяснить процесс высыхания с помощью химии коллоидов. Процесс высыхания льняного масла объясняется им следующим образом. Сначала глицериды окисляются посредством кислорода воздуха. Окисленные глицериды являются трудно растворимыми мо- лекулярно в избыточном масле и образуют коллоидальный раствор. При определенной концентрации и температуре окисленные глицериды коагулируют (коагуляция - свертывание молекул, их укрепление), и обе фазы застывают в твердый гель (гель - нерастворимая форма коллоидов, золь - растворимая форма коллоидов). Таким образом, процесс высыхания масла
      Сланский делит на два обособленных процесса.
      Первый процесс - это химическое изменение масла под влиянием кислорода воздуха, т. е. его окисление,
      и второй процесс - коагулящия окисленных глицеридов, которая приводит к образованию геля. Образование линоксина протекает следующим образом: (снасобой образование окисленных молекул, отличающихся трудвой растворимостью в неизменившемся масле, после чего, когда количество окисленных молекул становится значительным, масло постепенно приобретает свойства коллоидального раствора. Наконец, окисленная часть коагулирует, и обе фазы застывают в твердый гель, свойства которого зависят от свойств обеих составных частей. Образовавшийся гель, представляющий собой линоксин, не остается неизменным. С течением времени он в процессе дальнейшего окисления непрерывно изменяется, что зависит от продолжающегося в линоксине процесса окисления и, следовательно, образования новых порций окисленных глицеридов, влияющих на коллоидальное состояние геля. Масляные пленки проходят процесс созревания, дальнейший ход которого выражается в перемещении количественных отношений от золя к гелю в стареющих пленках в пользу последнего.
      Господствовавшая в недавнее время коллоидно-химическая теория высыхания масел Сланского - Вольфа - Эйбнера последними данными опровергнута. В настоящее время получила всеобщее признание нижеприводимая теория высыхания масел. Процесс высыхания масла с начала и до конца химический. Получаемые пленки масла необратимы, и их химический состав непрерывно изменяется путем реакций за счет основных химических связей. В конечном итоге получается нерастворимый не- плавкий трехмерный полимер.
      Накопленный фактический материал приводит нас к следующим представлениям о теории вы- сыхания масла.
      Основными процессами в современной теории высыхания и уплотнения масел являются:
      а) окисление,
      б) полимеризация,
      в) высыхание как комплексный процесс,
      г) структура получаю- щихся полимеров и
      д) старение пленки.
      Окисление является исходным процессом изменения масла на воздухе, влекущим за собой процессы сополимеризации окисленного масла. Эти процессы сополимеризации приводят к переводу жидкого масла в трехмерный полимер, т. е. к высы ханию масла, а старение образовавшегося сополимера заверша- ет цикл превращений масла.
      Окислительная полимеризация: в результате окисления в ос- новном образуются перекиси, которые могут превращаться в ак тивные радикалы "инициаторы". Это первая стадия процесса; здесь имеются лишь мономеры. По мере роста концентрации ак тивных радикалов возрастает скорость вторичного процесса со полимеризации окисленных продуктов (окислительная сополи Меризация), приводящего к образованию трехмерного сополи рассматривать как единую теорию химических и физико химических превращений окисленных радикалов мономеров масла в твердые трехмерные полимеры (пленки).
      ВЛИЯНИЕ СВЕТА, ВЛАГИ, ВОЗДУХА, ТЕМПЕРАТУРЫ И ТОЛЩИНЫ СЛОЯ НА ВЫСЫХАНИЕ МАСЕЛ СВЕТ
      Рассеянный дневной свет. Из всех источников света, влияю- щих на высыхание масла и образование масляной пленки, наи более благоприятное действие имеет сильный рассеянный днев ной Свет, при котором высыхание масляной пленки и ее после дующее отвердение происходят вполне нормально и достаточно быстро. При этом масло, энергично поглощая кислород воздуха, окисляется довольно быстро. Рассеянный дневной свет действу- ет на высыхающее масло в двух направлениях: с одной стороны, он является возбудителем ряда процессов, происходящих в мас ле при .его высыхания;"""?; другой же стороны, он ускоряет их прохождение. Таким образом, рассеянный дневной свет являет ся одним из главнейших факторов, способствующих нормаль ному высыханию масел и образованию масляной пленки. Солнечный свет. Неяркий солнечный свет, не действующий непосредственно на масляную пленку, оказывает благоприятное влияние на высыхание масла. Наоборот, сильный источник солнечный свет, в особенности прямые солнечные лучи, непо средственно действующие на масляную пленку в течение до- вольно длительного времени (2-3 дня), вызывают частичное, а в некоторых случаях и значительное разрушение масляной пленки, так как при этом происходит быстрое выделение боль шого количества летучих веществ масла и энергичное осмоле- ние его составных частей, причем объем масляной пленки резко уменьшается. Масляная пленка, быстро высохшая и отвердев- шая под непосредственным действием прямых солнечных лу чей, не отличается прочностью, она легко растрескивается и от деляется от поверхности грунта, а в некоторых случаях наблю дается и ее размягчение.
      Искусственные источники света. Высыхание льняного мас ла при электрическом свете несколько отлично от его высыха ния при рассеянном дневном свете. По нашим наблюдениям, тонкий слой льняного масла, при постоянном освещении его 100-ваттной электрической лампой, отстоявшей от масла на рас стоянии 40 см, высох в течение 6 дней, в то время как то же масло высыхало при рассеянном дневном свете в 9 дней. Значи тельное ускорение высыхания масла при электрическом свете, по нашему мнению, произошло благодаря выделению лампой тепла. В другом случае высыхание льняного масла при электрическом свете, но при изолировании теплового излучения лампы на пленку, происходило в течение 14 дней. Таким образом, вы- сыхание льняного масла при электрическом свете, при условии тепловой изоляции, протекает значительно медленнее, чем при естественном освещении.
      А.Дринберг, Технология пленкообразующих веществ, Л. - М., 1948.
      Отсутствие света. Высыхание масла при отсутствии доста- точного естественного освещения сильно замедляется. Если же высыхание происходит в темноте, то масло высыхает очень дол го, примерно в 8-10 раз медленнее, чем в нормальных услови ях. По наблюдениям Эйбнера, льняное масло высыхает в темно те вместо обычных 10 дней, в 60-62 дня. По нашим наблюде ниям, подсолнечное масло высыхает в темноте только на 67-й день, маковое в 64 дня, а конопляное в 63 дня. Помимо крайне медленного просыхания масла в темноте, оно при этом сильно изменяет свой первоначальный цвет. По нашим наблюдениям, льняное масло, богатое содержанием линоленовой кислоты, предварительно хорошо отбеленное солнечными лучами, высы хая в темноте, сильно пожелтело, подсолнечное масло, не со держащее линоленовой кислоты, высыхая при тех же условиях, совершенно не изменилось в цвете. При высыхании масла в темноте происходящее изменение его цвета совершается глав ным^образом за счет содержащейся в нем линоленовой кислоты.
      [ ВОДА
      Значительное количество водяных паров, находящихся в ат мосфере, неблагоприятно влияет на высыхание масел и отража ется на прочности и эластичности масляной пленки. Образование масляной пленки в насыщенной влагой атмо сфере протекает медленнее, чем в условиях нормальной влаж ности, причем пленка приобретает ряд существенных недостат ков: высыхая, она чрезмерно увеличивается в весе (до 64%) и объеме. Прочность, эластичность и стойкость ее к внешним влияниям при этом значительно уменьшаются, пленка утрачива ет присущий ей блеск и становится матовой.
      ЛАКИ Лаками называются продукты жидкой или полужидкой кон систенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку, хорошо про тивостоящую различным внешним физико-химическим воздей ствиям. Применяемые в живописи лаки подразделяются на лаки масляные, спиртовые и скипидарные.
      Свойства лака определяются свойствами и качеством состав ляющих его веществ-масел, смол, растворителей и т. п. В живописи имеют применение все три вида лаков. Наибольшим распространением как в современной жи вописи, так и в живописной технике древних мастеров XI- XVIII вв. пользовались масляные лаки. Скипидарные лаки входят в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеют. Техника живописи XIX-XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покровного и связующего вещества. Спиртовые лаки, представляющие собой растворы смол в спирте, особого распространения в живописной технике не по лучили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая пленка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улету чивающегося растворителя - спирта, быстро покрывается се- тью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.
      Масляный лак представляет собой наиболее распростра ненный и весьма ценный материал в живописи. Его применяют как связующее вещество красок, и как покровный лак, предо храняющий живопись от разрушения. ' В старинной технике живописи масляные лаки среди других материалов живописи занимали одно из первых мест. Употребление масляных лаков в западноевропейской живо писи известно еще с XI в. В наиболее ранние периоды развития живописи масляные лаки применялись почти исключительно как покровные. Помимо своего прямого назначения - пре дохранять красочную поверхность картины от разрушения
      ЛАКИ Лаками называются продукты жидкой или полужидкой кон систенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку, хорошо про тивостоящую различным внешним физико-химическим воздей ствиям. Применяемые в живописи лаки подразделяются на лаки масляные, спиртовые и скипидарные. Свойства лака определяются свойствами и качеством состав ляющих его веществ-масел, смол, растворителей и т. п. В живописи имеют применение все три вида лаков. Наибольшим распространением как в современной жи вописи, так и в живописной технике древних мастеров XI- XVIII вв. пользовались масляные лаки. Скипидарные лаки входят в практику обихода живописца как один из материалов живописи лишь в XVI в. и особенного распространения до конца XVIII в. не имеют. Техника живописи XIX-XX вв. уделяет скипидарным лакам большое внимание, пользуясь ими в качестве покровного и связующего вещества. Спиртовые лаки, представляющие собой растворы смол в спирте, особого распространения в живописной технике не по- лучили вследствие своей малой прочности и стойкости. Лаковая пленка спиртовых лаков, состоящая из смолы и быстро улету- чивающегося растворителя - спирта, быстро покрывается се тью трещин, отличается крайне незначительной стойкостью и прочностью.
      Масляный лак представляет собой наиболее распростра- ненный и весьма ценный материал в живописи. Его применяют как связующее вещество красок, и как покровный лак, предо храняющий живопись от разрушения. В старинной технике живописи масляные лаки среди других материалов живописи занимали одно из первых мест. Употребление масляных лаков в западноевропейской живо писи известно еще с XI в. В наиболее ранние периоды развития живописи масляные лаки применялись почти исключительно как покровные. Помимо своего прямого назначения - пре дохранять красочную поверхность картины от разрушения яные лаки служили также материалом, посредством кото мас „дртина приобретала вполне законченный вид. Р0143 у VII в., в момент расцвета техники живописи масляными ь-пягками, масляные лаки находят свое применение в качестве кр у^щего вещества красок. Роль масляных лаков в живописи Значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин гро мадное большинство произведений живописи старых мастеров вполне сохранилось до наших дней. Вследствие же применения масляного лака как связующего вещества красок живопись ста- пых мастеров обладала большой прочностью и неизменяемо- стью на протяжении целого ряда столетий.
      СМОЛЫ
      Необходимой составной частью масляных лаков являются смолы. Они оказывают существенное влияние на характер фи- зико-химических процессов, совершающихся при образовании лаковой пленки, а также и красочного слоя, в случае вхождения смолы или лака в связующее краски. Пленка масляного лака состоит главным образом из раствора смолы в масле или ее сплава с ним. В лаковой пленке масляных лаков смолы играют существенную роль и по высыхании плен- ки повышают в значительной степени ее твердость. В спирто вых лаках и вообще в лаках, в которых в качестве растворителя применяются быстро улетучивающиеся без остатка растворите- ли, смолы являются веществами, образующими лаковые пленки. В скипидарных лаках, где растворителем смолы является ски пидар, при высыхании лаковой пленки, в значительной своей части улетучивающейся, смола также является основным мате- риалом, образующим лаковые пленки. Смолы представляют со- бой сложные составные вещества, состоящие из соединений уг лерода, водорода и кислорода, и содержат главным образом в себе свободные смоляные кислоты, смоляные спирты - слож ные эфиры, неомыляющиеся соединения - резены, относящие- ся к нейтральным соединениям, устойчивым по отношению к щелочам и кислотам. Кроме того, в некоторых смолах содер- жатся красящие вещества.
      ' Смолы содержат большее или меньшее количество смоляных кислот, в зависимости от этого их подразделяют на кислые и нейтральные смолы (например, копалы). Смолы по степени сво ей твердости подразделяются на мягкие и твердые сорта. Твер дые сорта смол плавятся при высоких температурах, причем ка- ждому сорту смолы свойственна характерная для него темпера ^УР а плавления.
      Ряд растений, главным образом хвойных, при естественных или искусственных повреждениях внешней оболочки (коры) выделяет жидкости, которые по прошествии известного времени под влиянием света и атмосферных воздействий (главное из них влияние воздуха-окисление ) превращаются в смолообраз ные вещества различного вида и твердости. По своему проис хождению смолы делятся на две качественно отличные I группы: ископаемые и получаемые с ныне растущих деревьев. Ископаемые смолы - копалы - добываются в земной коре ряда тропических стран: Восточная и Западная Африка,, Индия, Южная Америка и т. д. Их находят в земле, в воде, на берегах морей и рек. Происходят ископаемые смолы от некогда произ раставших и ныне не растущих деревьев. Смолы расцениваются главным образом по следующим характерным для них свойст вам: цвет, прозрачность, блеск, твердость, температура плавле ния, способность растворяться в различных растворителях. Чем прозрачнее и менее интенсивно окрашена смола, тем она в каче ственном отношении лучше и тем лучше, светлее и прозрачнее дает она лаки. Твердость смолы является одним из важнейших показателей качественной пригодности ее для лака. Практика лаковарения показывает, что наиболее прочные и стойжие лаки получаются из наиболее твердых сортов смол. В большинстве случаев качеством смолы определяется главным образом и ка- чество самого лака. Довольно ясным показателем качественно- сти смолы как материала для производства лака, применяемого в живописи, являются ее константы. Одними из наиболее пока зательных констант смол являются кислотное число, удельный вес, температура плавления. Кислотные числа дают наиболее минимальные числовые выражения в смолах, отличающихся большой степенью твердости, например, янтарь, твердые сорта копалов.
      Кислотные же числа мягких смол имеют наибольшее число- вое выражение, например, сандарак - 174, канифоль - 185, бензое - 190, в то время как твердые смолы имеют наиболее низкие кислотные числа: янтарь - 14, занзибарский копал 35. Удельный вес ископаемых смол с высшей отметкои твердо сти также имеет минимальные числа. Например, твердые копа- лы - 1,03, янтарь - 1,04. Смолы с наименьшей отметкой твер дости имеют и наибольшие удельные веса. Например, кани фоль - 1,09, бензое - 1,17, бальзамы - 0,148. Для улучшения качеств смол в изучаемый нами период при бегали к предварительной, перед введением смол в растворите- ли, обработке смол, имеющей целью главным образом очистку смол от посторонних примесей, содержащихся в смолах и при их растворении сильно ухудшающих качество получаемого лака загрязнение, окрашивание и т. д.). Наиболее распространенные способы очистки смол следующие:
      Очистка янтаря
      I "Вначале янтарь проваривают в горячей воде в течение чет- верти часа, воду сливают, наливают новую и кипятят ее с янта- рем еще четверть часа. Потом воду сливают, янтарь кладут в спирт на 2 часа (с целью обезвоживания янтаря). После этого янтарь тщательно высушивают в течение 12 часов и измельчают в порошок".
     
      1.Обработка сандарака "Берется пепел - зола (древесная зола) или истолченное в порошок стекло. Смесь завязывают в кусок холста и кипятят в воде 2 часа. Таким образом в полученном щелочном растворе промывают от трех до четырех раз зерна сандарака".
      2. Обработка терпентина
      "Препарированный терпентин". "Прокипятить терпентин в В горячей воде в течение 5-6 часов, остаток тщательно просу- дить и истолочь в мелкий порошок"
      3. Приготовление еловой канифоли Извлечение из рукописи конца XVI в. "Берут еловую смолу и наполняют ею половину котла, ставят на огонь и варят. Во время варки следует внимательно следить за тем, чтобы состав не убежал. Когда состав начнет поднимать- ся, котел снимают с огня, продувают его (состав) посредством 1ростниковой трубочки с целью прекратить его кипение и ста- вит котел в холодную воду для охлаждения состава. Когда со- став несколько опадет, то продолжают варку до тех пор, пока он (состав) не перестанет в процессе варки подниматься. Когда канифоль готова, ее выливают в сосуд с холодной водой и дают ей остыть".
      Очистка янтаря "Взяв наиболее светлый и прозрачный янтарь, превращают в порошок и подвергают очистке от красящих и растворимых примесей посредством повторного промывания спиртом в песчаной бане. После промывания спирт сливают" заменяют новым. Когда промывка янтаря спиртом закончена его тщательно высушивают. Обработанный таким образом янтарь хорошо растворяется в спиковом масле и дает великолепный лак. Следует указать, что смолы перед введением их в чан предварительно плавились и уже в расплавленном виде вводились в масла. При употреблении янтаря или копалов обыкновенно сначала приготовляли масляный янтарный сплав и уже его вводили в масла с целью более полного растворения смол в масле. Наиболее распространенными при изготовлении масляных лаков живописи смолами в Западной Европе в период XI-XVI вв. были мастике, сандарак, терпентин, янтарь и камедь аравийская.
      В XVII в. наибольшим распространением пользовались мастике, сандарак, янтарь, копал и венецианский терпентин. В Рос-
      сии же в период XVI-XVII вв. мы встречаемся со следующими смолами: янтарь, мастике, еловая смола или еловая канифоль. О применении других смол для изготовления живописных лаков мы ни в одном из известных нам источников того времени не находим никакого указания. В XVIII в. смолы масляных лаков распределяются следующим образом: первое место занимает янтарь, за ним следуют копал, мастике, сандарак.
      В наиболее ранних рецептурах лаков, имевших применение в живописи, мы совершенно не встречаемся с употреблением комбинаций смол. Лишь в XVI в., в трактате Арменини, мы находим первое указание на применение комбинации смол. Она состояла из сандарака и мастикса. Вся западноевропейская ре- цептура масляных лаков живописи периода XI-XVII вв. дает нам только два примера применения комбинации смол. Это приведенный выше трактат Арменини и трактат испанского живописца Франческо Пачеко, в котором приведена аналогичная с трактатом Арменини комбинация смол-сандарак и мастике. В первом случае растворителем смол являлось ореховое масло во втором случае - лавандовое, оно же спиковое, и спирт. Эти два примера - единственный случай применения комбинаций смол западноевропейскими мастерами и живописцами XI-XVII вв.
      В русской рецептуре лаков живописи XVI-XVII вв. приме- нение комбинаций смол было более распространено. Имело место применение следующих комбинаций: янтарь и камедь- ело- вая смола и мастике; еловая смола и сандарак; сандарак мастике. Наибольшим распространением пользовалась комбинация, состоящая из янтаря и камеди (встречается в четырех рецептурах); остальные имели единичное применение.
      'Теодор де Майерн, Трактат, 1620. 354
      В качестве растворителя комбинаций смол применялось главным образом льняное масло.
      В XVIII в. картина употребления смол резко меняется. Если в XI-XVII вв. при изготовлении масляных лаков живописи пользовались главным образом какой-либо одной смолой, то в XVIII в. наибольшее распространение получило применение комбинаций смол. Общеупотребительна была комбинация смол, состоящая из сандарака и мастикса, а также янтаря и канифоли. Употребление других комбинаций смол имело единичный характер. Применение комбинаций смол имело целью улучшить качество лаковой пленки за счет введения в лак нескольких смол, обладающих в отдельности рядом ценных свойств. За счет ком- бинации смол достигался наиболее эффективный результат как в отношении прочности лаковой пленки, так и в отношении ее стойкости к различным внешним воздействиям, и лаковая пленка благодаря этому получалась значительно более прочной.
      Помимо непосредственного применения смол при изготовлении лаков живописи, смолы находят свое применение и при изготовлении масляных красок в качестве примеси к связующему масляных красок - маслу. Их обычно вводят в виде смоляного раствора в масло или сплавляют с ним. Смолы, входя в состав связующего вещества масляных красок - масла, окаэывают чрезвычайно благотворное действие на качество самой фаски. Масляная краска, содержащая смолу, в значительно меньшей степени изменяет свой тон во времени под действием пазличных внешних факторов - солнца, воздуха и т. д. В реультате ряда опытов Петрушевского' доказано^ что смолы, яв- мясь почти нейтральным веществом по отношению красочного мгмента, входя в состав связующего вещества красок, в значительной степени увеличивают их прочность, стойкость и неиз- меняемость в тоне, а также сообщают в оптическом отношении шстоту красочным тонам и являются факторами, замедляющими быстрое окисление и разрушение масел. Краски, содержащие своем составе смолы, при высыхании в гораздо меньшей степени уменьшают свой объем, чем чисто масляные краски. Быстрое уменьшение объема масляной краски при ее высыхании, как известно, ведет и к быстрому разрушению фактуры живописи.
    Вареные масла. Продувание горячего воздуха. оказывает на масло то же действие, что и продолжительное выстаивание на воздухе и солнечном свету в открытых сосудах; и в том и в другом случае происходит окисление глицеридов масла, увеличение его удельного веса и загустение. Сгущенные таким образом масла дают при высыхании более твердый и более блестящей слой и, кроме того, в отличие от обыкновенных масел, способны образовать с водой прочную эмульсию. Продутые масла с нагреванием высыхают скорее, нежели масла, сгущенные при обыкновенной температуре. Масла могут обрабатываться также озоном, так как замечено, что кислород в виде озона легче усваивается маслами.
    Льняное, масло, подвергнутое действию озонированного воздуха в продолжение 2-5 часов, сгущается до некоторой степени и приобретает способность высыхать более скоро. Даже непродолжительное действие озона на масла достигает той же цели, если озонированное масло выставляется затем в плоских сосудах на воздух и солнечный свет.
    Полимеризованныв масла
    Масла подвергаются нагреванию и варке (на огне и с по- мощью перегретого пара) без всяких примесей. Они получаются сгущением масла при температуре от 250 до 300°. Варка масла ведется при доступе и без доступа воздуха (в вакууме), причем в последнем случае продуктам разложения предоставляется свободный выход. Масла, вареные без доступа воздуха, отличаются своим составом от оксидированных, т. е. продутых, озонированных и вообще поглотивших кислород масел, так как сгущение их не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, почему их также называют “полимеризованными”.
    Полимеризованные масла, подобно оксидированным, не только приобретают значительную густоту, но могут обращаться даже в весьма густую липкую массу. При примитивном производстве сгущенных масел с нагреванием их на огне и примитивном оборудовании для измерения температуры пользуются птичьими перьями, бородки которых при высокой температуре опаляются. Вареные масла дают более твердый слой, нежели продутые, но они имеют более темный цвет; впрочем, масла, полученные при менее высокой температуре, более светлы.
    Рекомендуется при варке стандоля поступать таким образом:
    Хорошо отстоявшееся льняное масло нагревается без доступа воздуха, а еще лучше в присутствии углекислого газа до желаемой густоты и до образования флуоресцирующей окраски
    Масло сваренное до консистенции сиропа, льняное масло изменяется в своем химическом составе и приобретает ряд следующих преимуществ перед сырым льняным маслом и обыкновенной олифой:
    1) льняное масло теряет свою способность желтеть, так как линоленовый глицерид, которому оно и обязано этим недостатком. при этом деформируется, превращаясь в смолистое вещество;
    2) по той же причине масло становится непроницаемым к действию газов и воды, так как оно по существу своему обращается в лак;
    3) пленка его представляет собою твердую поверхность, Исключающую, как показал опыт, возможность появления в ней трещин;
    4) при высыхании оно испытывает ничтожные химические изменения, что чрезвычайно важно для прочности масляного слоя.
    Исходя из сказанного, стандолъ можно считать маслом, наиболее отвечающим запросам живописи.
    Оксидированные и полимеризованные масла, как было указано, предложены в позднейшее время для производства масляных живописных красок, причем масла для названной цели готовятся таким образом, что они не подвергаются слишком высокой температуре. Таубер получил медленно сохнущее сгущенное масло, дававшее блестящий слой в окраске, нагревая масло до 150° в течение 120 часов.
    Льняное масло применялось для малярных и живописных целей, начиная с IX века, в виде сгущенного масла, получае мого различными путями: окислением на свету и воздухе и варкой на огне. Обработанные подобным образом масла высыхали с глянцевой поверхностью, которую мы видим в средневековой живописи.
    Несомненно, что хорошая сохранность большинства живописных произведений этого времени обязана применению сгущенных масел, оксидированных и полимеризованных.
    СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК
    Высыхание масла при действии на него рассеянного дневного света в присутствии кислорода воздуха идет нормально, в отсутствии же дневного света происходит очень медленно. Если же масло или масляная краска подвергается прямому действию солнечных лучей на открытом воздухе, то его просыхание при названных условиях протекает очень быстро. Вот почему для достижения быстрого просушивания масляной живописи следует выставлять ее на открытом воздухе под действие солнечных лучей, оберегая, разумеется, от пыли. При этом необходимо иметь в виду, что солнечный свет действует весьма энергично на масляный слой, сильно изменяя его в объеме, и потому при слишком продолжительном действии прямых солнечных лучей на масляную краску в слоях ее легко могут образоваться трещины. Это опасно главным образом для масел типа макового.
    Масла, очищенные от слизи и так или иначе обезвоженные, как уже известно, получают способность высыхать скорее, нежели лишенные очистки, но все же они сохнут медленно, и потому приходилось подвергать их дальнейшей обработке. Эта специальная обработка масел заключалась в том, что в них вводились особые вещества, содействовавшие им в поглощении кислорода из воздуха и ускорявшие тем процесс их затвердевания. Некоторые из способов такой обработки в почти неизмененном виде дошли и до нашего времени. Масло, получившее эту специальную обработку, которая в наше время весьма разнообразна, именуется олифой: под названием “олифа” многие, впрочем, подразумевают скоро высыхающее масло вообще, полученное тем- или иным способом (продуванием, озонированием и т. д.).
    Олифы
    Из веществ, сильно ускоряющих процесс высыхания жирных" масел, в старину были известны лишь свинец и его соединения: глёт, сурик и свинцовые белила. В наше время, кроме свинцовых соединений, служащих делу и поныне, найден ряд и других соединений для названной цели, из которых особенно ценными являются соединения марганца и кобальта. Современная техника приготовления олиф располагает, таким образом, весьма разнообразным для этой цели материалом, с помощью которого вырабатываются различные по своим качествам олифы. Вот перечень наиболее употребительных и наиболее действенных из современных материалов, число которых весьма велико. Наиболее активными из свинцовых соединений являются глёт, сурик и уксуснокислый свинец; из марганцовых: перекись марганца и борнокислый марганец; из предложенных в недавнее время соединений кобальта - уксуснокислая окись кобальта.
    Олифы с помощью названных сушек или, как часто называют их, нерастворимых сикативов получаются двумя главными способами:
    1) обработкой масел непосредственно металлическими сушками: свинцовыми, марганцовыми и прочими соединениями
    и
    2) обработкой масел специальными препаратами, получаемыми из названных сушек и носящими название растворимых сикативов.
    К олифам,, получаемым последним способом, относятся так называемые линолеатные и резинатные олифы.
    Олифы первого вида получаются варкой масла при более или менее высокой температуре со свинцовыми, марганцовыми, кобальтовыми и другими соединениями. Одним из видов такого рода олиф может служить обыкновенная свинцовая олифа, при- готовление которой сводится к следующему.
    Обыкновенная олифа, применяющаяся в малярном деле. Сырое льняное масло без всяких примесей ставится на огонь и нагревается до тех пор, пока на нем не перестанет образовываться пена, которую постоянно снимают. Тогда при сыпают к маслу свинцовый глёт, хорошо высушенный (глёт перед этим нагревается в продолжение часа при температуре в 100-120° Ц). На каждые 100 частей по весу масла берут 7-8 (и менее) весовых частей свинцового глёта. По прибавлении глёта масло нагревают до 285° в продолжение 3-4 часов, .постоянно помешивая. Затем олифа фильтруется.
    Марганцовые олифы получаются варкой масла при более. или менее высокой температуре с перекисью марганца, с борнокислым марганцем и пр. Марганцовая олифа. В лоскуток тонкой материи (батиста) завертывается 1 г сухого борнокислого марганца в порошке, и узелок погружают в стеклянный сосуд, наполненный 500 г масла так, чтобы он был покрыт маслом. После этого сосуд ставится в теплое место с температурой не менее 40 и не выше 100° Ц. В две недели масло готово. При нагревании со- суда в “водной бане” до 100° Ц масло становится готовым скорее. Если же подвергнуть масло варке, то оно будет готово в 1 час, но получает при этом значительную окраску.
    Применяющиеся в позднейшее время в производстве олиф, лаков и т. п. кобальтовые соединения дают быстро высыхающие олифы (в 4-6 часов). Обыкновенно для приготовления кобальтовой олифы пользуются уксуснокислой солью окиси кобальта (ацетата кобальта)-веществом кристаллического строения с красновато-фиолетовой окраской. Приготовление олифы ведется таким образом.
    Кобальтовая олифа. Масло, предназначенное для варки олифы, нагревается до 125 - 180°, после чего в него всыпается понемногу ацетат кобальта, который предварительно должен быть обращен в мелкий порошок. Для лучшего растворения ацетата в масле последнее беспрерывно помешивают. По растворении кобальтовой соли олифа готова и подвергается отстаиванию или фильтровке. С течением времени (по прошествии приблизительно двух недель) она теряет свою окраску и становится очень светлой. На каждые 100 весовых частей масла берется от 0,25 до 0,3 весовых частей ацетата.
    Химический процесс превращения жирных высыхающих масел при варке их с вышеназванными металлическими соединениями в олифе в общих чертах заключается в следующем.
    Под действием высокой температуры масла в присутствии свинца, марганца и т. п. частично разлагаются, т. е. омыляются, причем, с одной стороны, образуются свободные жирные кислоты (между ними муравьиная, масляная, уксусная и др.), с другой - часть освободившегося глицерина переходит в акролеин - удушливый газ, образующийся при варке масел (и подгорании жиров вообще). Свободные льняномасляные жирные .кислоты входят в соединение со свинцом, марганцем и другими сушками, образуя льнянокислый свинец, марганец и пр., которые представляют собой соли жирных кислот льняного масла (мыла), носящие название линолеатов. При варке масла лишь небольшая часть его подвергается разложению, большая же часть и после варки состоит из глицеридов; кроме того, масло содержит в себе небольшое количество свинца, марганца и т. п., т. е. тех сушек, которые были введены в дело.
    Линолеаты получают, кроме того, в виде особых препаратов, которые служат для приготовления олиф со слабым нагреванием масла или вовсе без него. Линолеатные и резинатные олифы. Для упрощения производства олиф и получения их в менее окрашенном виде в последнее время часто пользуются применением свинцовых, марганцовых и других линолеатов, которые способны растворяться в масле при невысокой температуре (100-180°) и оказывать сушащее действие на масло. Так как названные препараты растворяются, кроме того, в скипидаре, бензине и т. п., то они часто вводятся в масло и в таком виде.
    Это совершенно избавляет от необходимости нагревать масло, а следовательно, является возможность получать еще более светлые олифы.
    Кроме линолеатов существует еще вид препаратов, называемых резинатами (от слова resina-смола), в производстве которых масло заменяется канифолью. Таким образом получаются соли смоляных жирных кислот, или, другими словами свинцовые, марганцовые и другие мыла обиетиновой кислоты (см. “канифоль”).
    В зависимости от производства их линолеаты и резинаты могут быть сплавленными и осажденными. В первом случаи они получаются сплавлением оснований с жирными кислотами льняного масла или смоляными; во втором-осаждением водного раствора натровых солей жирных кислот льняного масла или абиетиновой кислоты с помощью какой-либо растворимой соли свинца, марганца и пр.
    Сплавленные линолеаты и резинаты имеют вид окрашенных твердых или мягких кусков, а также густой жидкости и, наконец, порошка; осажденные же представляют белый или окрашенный порошок. И те и другие растворяются в масле.
    Из применяющихся в наше время линолеатов и резинатов наибольший интерес представляют кобальтовые, так как препараты эти не только придают маслу сушащие способности, но и действуют белящим образом на олифу. Ниже приводится один из способов приготовления резината кобальта.
    Сикативы
    Сикативами называются специальные препараты, назначение которых заключается в ускорении высыхания жирных масел. По своему составу, а также по назначению они различны. Одни из них служат для приготовления олиф, другие примешиваются в масляные краски во время работы, чтобы заставить их быстрее высыхать. Живопись и малярное дело располагают множеством сикативов, различных между собою по составу, виду, способам применения и пр. Здесь может быть отведено место лишь описанию важнейших сикативов, применяющихся в живописи.
    Все этого рода сикативы можно разделить на следующие группы:
    1) линолеаты и резинаты, свинцовые, марганцовые, кобальтовые и др.,
    2) сикативы-помады и
    3) сикативы-лаки.
    Линолеаты и резинаты.
   К ним относятся препараты, о которых говорилось уже в отделе олиф, применяющиеся Для приготовления олиф холодным способом. Сикативы эти представляют растворы линолеатов и резинатов свинца, мар- ганца и кобальта в скипидаре, бензине и т. п. Обыкновенно они богаты металлом и потому, будучи введенными даже в ма- лом количестве, способствуют быстрому высыханию масляных красок.
    Опыт установил, что сикативы комбинированного состава, например свинцово-марганцовые, действуют более энергично, нежели свинцовые и марганцовые сикативы. каждый в отдельности. Популярным представителем такого вида сикативов Шляется так называемый сикатив Куртре, фабрикующийся в двух видах:
    темный сикатив Куртре, содержащий до 30% свинца, и светлый сикатив, который содержит малое количество свинца.
    Кобальтовый линолеат составляется таким образом. Ацетат кобальта в количестве 15-20 частей нагревается при температуре в 250-280° Ц в 100 частях льняного масла В результате получается коричневато-красная липкая масса, которая легко растворяется в масле, скипидаре. Чтобы получить быстро сохнущее масло, достаточно ввести в него 1-2,5% этого вещества.
    Резинат кобальта.
    Приготовление его заключается в сплавлении светлых сортов канифоли с ацетатом кобальта. На 300 г смолы берется 10 г ацетата. Все указанное количество соли кобальта прежде всего тщательно растирается с 200 г канифоли; вслед за тем. добавляется сюда же вся остальная канифоль, и вся масса сплавляется на огне при постоянном помешивании при температуре 130° Ц. По растворении ацетата в еще не остывший сплав вливается такое количество свободного от воды бензина, чтобы резинат и по охлаждении оставался в виде сиропообраэной жидкости. Для получения олифы достаточно прилить в холодное масло 2-3% резината.
    С и к а т и в ы -п о м а д ы имеют различный состав.
    Одни из них принадлежат к свинцовым сикативам, другие - к марганцовым.
    Свинцовые помады приготовляются из водного раствора свинцового сахара и жирного масла. Рецепты их разнообразны. Берут, например, 1 объем концентрированного раствора свинцового сахара (с дистиллированной водой) и смешивают с 2 объемами льняного масла, после чего сюда же прибавляют при постоянном помешивании насыщенный раствор мастики в скипидаре. Полученная помада непрозрачна, но при высыхании становится прозрачной.
    Помада составляется также из масла и порошка, обезвоженного нагреванием на огне свинцового сахара. К помадам относится также “Sicatf en pate”, который принадлежит к марганцовым сикативам.
    Сикативы-лаки получаются растворением твердых смол в эфирных и отчасти жирных скоро высыхающих маслах.
    Таковы: гаарлемский сикатив, фламандский сикатив и английский сикатив и др.
    Сикативы этого типа состоят часто из твердых смол и быстросохнущих эфирных масел. Затвердевание масляных красок в их присутствии объясняется главным образом быстрым улетучиванием эфирных масел, заключающихся в них, после чего смолы сикативов, не растворяющиеся в масле красок, твердеют и придают живописи сухой вид. Сикативы-лаки по существу своему являются, таким образом, ложными сикативами (особенно характерен в этом отношении гаарлемский сикатив), не действующими на масло, подобно свинцовым, марганцовым и другим сикативам, а вводящими в него смолы, которые мало или совсем не растворяются в холодном масле и потому чужды масляному слою красок.
    Французский скипидар. Французский скипидар
    также относится к средствам, ускоряющим высыхание масляных красок, так как содействует окислению масла (имеет, кроме того, свойство выбеливать при высыхании смешанные с ним лаки и масла). Особенно сильно сушит сгущенный на воздухе скипидар, имеющий темную окраску, но он темнит живопись.
    Большое количество скипидара, введенного в масляные краски, делает их матовыми. Надо иметь в виду, что каждому из сикативов присуща определенная сушащая сила, и потому они должны вводиться в масло или краски хотя и в достаточном, но вместе с тем лишь в необходимом количестве, так как увеличенная порция сикатива не может оказывать никакого действия на дальнейшее ускорение высыхания красок или масел, а насыщает их лишь вредными для него веществами. Предосторожности эти тем более необходимы, что многие из сикативов, особенно олиф, содержат в себе большой процент металлов. Вот почему, например, введение в живопись олиф, приготовленных для малярных целей, совершенно недопустимо.
    Не следует упускать из виду и того, что масляная живопись без примеси к краскам искусственных сушек хотя и высыхает медленно, зато долгое время сохраняет эластичность и прочность слоя; при введении же в живопись сикативов, особенно в большом количестве, процесс высыхания ее настолько ускоряется, что появляется и преждевременная старость и ветхость ее. Мастера эпохи Возрождения, создавшие прекрасные образцы масляной живописи, отнюдь не злоупотребляли сикативами.
 
   

 



Hosted by uCoz