Возврат на список литературы


4. О пленэре и технике исполнения первого пейзажа.

Андреев Виктор Александрович.

Мне, как автору, рассказывающему о ремесле художника начинающим, приходилось выдерживать не только непонимание, но и оскорбления самых "демократичных" столпов арт перфоманса. Поэтому, перед изложением собственно методов работы начинающего художника над пейзажем, приведу в начале диалог одного из форумов. Это поможет начинающему художнику понять практически гипнотизирующий блеф, распространенный в около художественных кругах.

artoil-a
Честно говоря, этюд на пленэре - пустая трата времени. Существенно нарушается технология живописи - теряется цвет. Надо в мастерской научиться изображать элементы пейзажа, копируя мастеров пейзажа. Затем с фотоаппаратом побродить по паркам. Научиться интерпретировать фото в образы. Это не так просто. А после этого мотивчики читаешь даже с теле рекламы и детских мульфильмов. А до этого я сам приятно проводил время на пленэре. Носил этюды. Общался.

Ответ Г-жа К.
"Честно говоря, этюд на пленэре - пустая трата времени" Ё-моё вот это мнение ,вот это ты загнул.
Нет ничего прекрасней работы на пленэре ,только работая с природой и на природе делает художника свободным творцом. Это же праздник жизни ,когда ты чувствуешь свое единство с натурой и одновременно свободу. Ни одна фотография не передаст те чувства и переживания , которые будит в человеке природа , а настоящему живому этюду это под силу.
" Только в природе можно найти красоту ,которая является великим объектом живописи ; там-то и надо ее искать , и нигде более." Энгр.
Ответ artoil-a.
Г-жа К!
Я проходил это. Самое главное возражение - технология масляной живописи рассчитана на 3 - 4 прописки. А освещение на природе сменяется каждые 5 - 15 минут. Свободный размаз не дает интенсивности цвета. Некоторые краски должны быть изолированы друг от друга слоями. Нельзя пользоваться лессировками. Ну а чувства и переживания можно запомнить и много - много раз повторять. Кстати, на пленэре я работал, чаще всего пастелью, и то - 5 - 6 сеансов. Я практик, а не поэт толпы зрителей.
Ответ Г-жа К.
Пленэр -это не выход на бульвар , а как раз наоборот- куда-нибудь подальше от города, зрителей, поближе к природе (лес, озеро, полянка, деревушка. )
Теперь о технологии масляной живописи : Вы может быть не в курсе ,что масляная живопись самая свободная и гибкая техника ,позволяющая применять самые различные приемы и добиваться разнообразных решений и цветовых и фактурных. Вам не знакома техника А-ля прима ? Ну может Вы хотя бы видели работы импрессионистов?
"технология масляной живописи рассчитана на 3 - 4 прописки." --почему так категорично? Такая техника не всегда нужна и не всегда уместна . Для иконописи или подделки старых мастеров, или еще там для чего ,конечно ,может и не плохо ,но зачем зацикливаться на этом и ограничивать себя в работе с самым безграничным материалом- маслом.?

artoil-a
У меня в коллекции свыше 20 000 фото картин. Так, что и импрессионисты у меня присутствуют даже в мастерской. А ля прима импрессионистов - иллюзия. Во многом эффект лессировок. Так, что честь им и хвала. Да и в музей им. Пушкина заглядываю - особенно часто, когда делал копии.
Мои возражения также находятся в области физиологии - глаз чувствителен по- разному: при сильном освещении на пленэре, при комнатном освещении. Об этом знали еще в начале 20 в.
Кроме этого есть иллюзия константности цвета. При правильном балансе "теплое - холодное" картина одинаково смотрится и при оранжевом свете лампочки накаливания и при люминесцентном.
Но это получается только при сбалансированном по спектру освещению мастерской. Этим импрессионисты владели. Вы по факту своего ответа - нет.
А на счет "необязательности" 3 - 4 прописок Вы заблуждаетесь. Конечно, можно растаять от блаженства от однослойной живописи. Но я годами стоял на открытом рынке и продавал картины реальным покупателям. Рядом стояли тысячи художников - продавцов.
А меняется вид картины - известно. Даже фотографируя ее на солнце и в тени, Вы получите разный результат.
На счет гибкости техники масляной живописи Вы также заблуждаетесь - похоже, просто, никогда не вели картину строго по технологии.
Я обычно занимался этюдами пастелью в парке Покровское - Стрешнево. Нас было около 10 художников, не считая стаи школяров. Так, что опыт пленэра у меня большой. Пленерная живопись алла -прима построена на технологии темное по светлому. Это то, что используют акварелисты. Освоить ее, например копируя С. Андрияку, минимум год - два ежедневной работы. Поэтому категоричен - для начинающих работа на пленэре пустая трата времени.

Ответ Г-жа К. По-моему спорить дальше бесполезно, Вы меня никогда не убедите , к тому же мы говорим о разных вещах . Я Вам о живописи ,а Вы мне о том ,что лучше продается на бульварах.

"На счет гибкости техники масляной живописи Вы также заблуждаетесь - похоже, просто, никогда не вели картину строго по технологии. " Вот тут как раз Вы ошибаетесь.
У меня было немало заказов ,которые приходилось делать в строгой технике . Я копировала работы старых мастеров, так же писала и пейзажи с фотографий и по сей день занимаюсь такими заказами ., НО кроме всех заработанных плюсов от такой работы я не получаю того удовольствия ,которое получаю именно от работы с живой натурой и в свободной технике.

Ответ Г- н L.
Уважаемая Г-жа К. не слушайте вы этого деятеля, он по моему кроме как умные книжки читать больше ничего не может. Одни рассуждения ,наверно считает себя самым умным и великим художником ,а рассуждения абсолютно делитантские. Именно пленэр является основой пейзажной живописи, именно на пленэре вы можете найти и отразить натуральные краски природы ,научиться писать воздух и пространство.
Не в коем случае не увлекайтесь работой с фотографии, ее можно использовать только для того ,чтобы подробности конкретного пейзажа прописать при работе с этюдами в мастерской.
К стати для Виктора: картины на пленэре не пишут ,а делают этюды для дальнейшей работы с них. Еще есть способ "нескольких сеансов", это когда нужно не "нашлепки" сделать ,а более подробную работу несколько раз ходят на одно и то же место ,в одно и то же время, и в одинаковую погоду.

Ответ Г-н Б.
Господа, хочу сказать пару слов в защиту Артойла. Вы забыли, что он полностью ориентирован на продажу собственных картин и все свои советы дает исходя из этого. Думаю, в определенном смысле мы должны быть ему за это благодарны.
И если глянуть на суть вопроса под этим углом зрения - то он всецело прав, а именно: когда перед художником стоит им же установленный план по созданию энного количества пейзажей, натюрмортов, портретов и пр., то на пленэр не находишься. А план давать надо! Поэтому самый простой выход - интерпретировать уже известные сюжеты в мастерской!

Ответ artoil-a
Вы все забыли главное. Живопись должна быть декоративна. А для этого должен быть у художника психологический механизм и технический навык художественной обработки сюжета. Базируется этот навык на умении построить и сюжет и, соответственно, картину по памяти, мысленно.
Природа средней полосы, кроме десятка дней весной и осенью, монохромна. Нужно умение сочинять картины. А это уменье на пленэре не создается. А Вы все про деньги.
Кстати, я не мыслю категориями великости. Просто я знаю мировой поток живописи. У меня есть наиболее проработанные направления и жанры. А "план" мне установило государство своей налоговой политикой. И чтобы оставаться в своей специальности я должен заботиться о всем: О сюжете, технике, подрамниках и т.п. в единицу времени. И о вдохновении по заказу.
Ну а об известных сюжетах...
У меня проблема. После "скидывания" видов Кремля в ИНТЕРНЕТ, происходит заимствование моих сюжетов и киножурналистами и художниками. Оказалось многим просто лень просто прогуляться по Москве. Поэтому начинают тиражировать мои. А я выбираю сюжеты по признаку отсутствия их у художников на данный момент. В том то и дело я создаю не фотокопию, а образ. Нет места, где можно увидеть этот кадр. Все полностью выдумано. Полностью синтезирована мизансцена. А вы говорите пленэр.
Я от него отказываюсь как от варианта копирования. Надо чаще просто гулять и по природе и по своему городу.

Ответ Г-н L.
Уважаемый где вы вычитали такую ерунду ,что живопись "должна" быть декоративной?
Кто вам сказал ,что картину и сюжет нужно обязательно строить по памяти? Вам уважаемый не повезло ни с фантазией ,ни с навыками ,и даже с умением видеть красивое и уж тем более его сочинять. Вы сами себе противоречите.
Говорите ,что на пленэре нечего делать ,и сами же предлагаете чаще гулять. Нормальный художник предпочитает гулять с этюдником или хотя бы с блокнотом и карандашом.
Я не знаю как там у вас в Москве (в средней полосе) ,а у нас в Москве (в средней полосе ) мне удается гораздо больше времени проводить на пленэре.
Вы наверно в другой Москве живете ,в американской ?
Да и по поводу налоговой политики государства, вы тоже загнули. Ни один нормальный художник не платит налоги в таком количестве,
если и платит ,то только с проданных работ (и то если продал официально, через коммерческие структуры).
Вы сейчас пытаетесь объяснить другим художникам как им трудно живется и по этому не надо быть художником, а надо быть ксероксом который умеет неоднократно повторять свои и чужие работы для продажи. Извините это не искусство.

Ответ Г-н G.
Не было бы пленэра, не было бы Левитана, Шишкина и других замечательных художников! Живопись это конвейер по созданию картин, это нечто большее, а если хочется зарабатывать на этом большие деньги, то здесь поможет простая раскрутка. И еще, без оригинальных сюжетов много не заработаешь.

Г-жа К.
Г-н L, спасибо за поддержку и за технические советы. Вот еще немного потеплеет и пойду на пленэр!

Ответ artoil-a
Вы не хотите понимать - пленэр не самое эффективное для роста мастерства художника.
Насчет налоговой политики. Чтобы это знать надо платить налоги. А у Вас - это не может быть, потому, что не может быть.
А это есть, и от ВАС не зависит. Вы играетесь до первой встречи с налоговым инспектором. Вы даже не знаете, что некоторые налоги платятся до продаж, а потом длительная канитель по возврату. Не блефуйте. Я достаточно сказал для внимательных. А желающие могут идти на пленэр.

Вопрос г-на A.
Виктор, а ссылочку на Ваши виды Кремля не дадите? Очень хочется посмотреть в чем их уникальность.

Ответ artoil-a
Ни в чем. Просто обхожу вокруг Кремля и смотрю. Особенно с тех ракурсов, где нет растиражированных образов. Просто художники крайне ленивы. Они и такой прогулкой брезгуют. Фотографирую. Из нескольких сот фото выбираю одно. Перечерчиваю. Некоторое исключаю, некоторое увеличиваю, поворачиваю и т.п. Естественно реальные коммерческие заготовки не показываю.
А то что я показал в ИНТЕРНЕТ уже тиражируют. Мой главный принцип - не делать то, что массово тиражируется.

Несмотря на критический разгром меня как несостоятельного художника, вскоре ко мне пришло личное письмо посетителя этого форума, чтобы я ему что-либо посоветовал, чтобы решить его проблемы с пейзажной живописью.
Г-н U.
Здравствуйте, Виктор! Спасибо за ответ. Посылаю фото первого пейзажа с большим разрешением и еще одну работу двухлетней давности по мотивам Шишкина. Со вторым пейзажем, который мы разбирали, работа несколько застопорилась. Начал детализировать листву дерева на переднем плане, появилась лубочность какая-то, теряется связь с остальным колоритом.
Приведу цитату из моего сообщения форумшанину с небольшими стилистическим правками

Проблема в технологии.
Вот, что для Вас нужно:
1. Форматы примерно 40 х 60, 40 х 50 или 50 х 70 см.
2. Хороший грунт.
3. Имприматура. Разбел марса с добавками ультрамарина, или разбел красной охры. На скипидаре.
Цветоведение. Палитра широкая. Чистая. После работы всегда промывается растворителем и смазывается маслом.
Живопись жидкими, разбеленными базовыми замесами в баночках. Не более 5 - 6 базовых замесов (не считая белил).
В чистом виде тюбиковые краски НИКОГДА НЕ ПРИМЕНЯТЬ. Всегда краски "смягчаются", то есть расширяется спектральный диапазон добавками спектрально близких красок. Напомню, краски отражают определенные составляющие спектра.
Хотя человек видит не спектр, а отношения. Важен колористический баланс. Если он есть, то картина, видна в полумраке, при люминесцентном освещении и электрическом одинаково. Это явление называется константность восприятия цвета. Для константности и требуется симметричность колористических гистограмм.

Попробуйте так посмотреть свои картины. Поэтому не рекомендуется писать на пленэре. Мощность светового потока снижает чувствительность зрительного аппарата человека. В качестве "осветлителя" при замесе можно использовать охру зеленоватого оттенка. Белила использовать минимально - слишком безжизненное ощущение. При использовании белил всегда необходимо вводить спектрально близкие добавки для усложнения базового цвета.
Лучшие белила - титановые.
Кстати, предельное осветление замесов при начале работы важно. Я приводил гистограмму распределения колорита на вашей работе - узкая, темная, асимметричная.(Г-на U). Применение "разбелов" в том числе и охрой на первых стадиях, расширяют диапазон тональных и колористических градаций. Слой потемнеет и сам от досмешивания дополнительных цветов при лессировках и при высыхании.
Чтобы светлое оставалось светлым надо взять в практику "списывание краев" на первых стадиях работы - края одного мазка (поля закраски) тонкой кистью пододвигаются к соседнему до волосяного зазора. Затем чистой кистью проводится по контуру соприкосновения. В этом случае уменьшается вероятность "замыливания", то есть неконтролируемого смешения дополнительных цветов. Да, это канительно, но класс живописи будет другой.
Живопись ведется в одном слое одной группой замесов, чтобы избежать появления серого (грязного) колорита, напоминающего серую грязную мыльную пену. Вообще, рекомендую вам посмотреть пейзажи С. Андрияки и выучить проверить как правильно чередовать колориты и тон рядом расположенных мазков. Что по чему писалось. Но это верно только на первых стадиях (прописках). На последних стадиях живописи замес красок на палитре, как бы не до конца смешивается, Берется кистью и одним ловким мазком кладется на холст. Применяется полимеризованное масло. В этом случае появляется дополнительная декоративность.

Кисти моются хозяйственным мылом и окунаются в касторовое масло (незасыхающее) и так хранятся.
Если перерыв большой, то кисти промываются и заворачиваются в бумажные пакетики, чтобы сохранялась форма. Для плоских кистей это обязательно.
Трубочка бумажного заворота перегибается у конца щетины или волоса, и после высыхания форма кисти сохраняется. Избегать накопления полимера у основания волос (регулярно промывать).

Особенности кистевой работы. Краска из баночек на палитре досмешивается быстрыми движениями широкой кисти. Более 2-х - 3-х раз один замес на палитре не использовать. Иначе появляется некоторое занудство в цвете. Хотя при первой прописке рекомендуется большие колористических поля закрашивать замесом из баночки - не мудрствуя. Чуть - чуть вводить тональные и колористические вариации. Как бы взгляд близорукого. На картине, при первых прописках, все валики краски убираются ("слизываются"- термин из мастерских Франции). Все замесы нежные, высветленные, смягченные. В качестве белил необходимо использовать мелкодисперсный рутил (двуокись титана) зарубежных производителей, и самому делать растирку с маслом мастихином на глазурованной белой плитке. Насыпается горка порошка., делается в середине ямка и вливается немного масла. Растирается, как только масло впиталось - добавляется. При растирке не должно оставаться комков в следе от мастихина. 20 минут работы - баночка на 3 - 4 дня. Если с завинчивающейся крышкой - дольше. Краски в баночках перед работой "оживляют" снимается пленка и добавляется растворитель:
скипидар, или масло, или лак.
В обычном тюбике рутила не больше 10 - 20%, остальное наполнители. У них плохая отражающая способность и живопись будет тусклой.
На последних стадия возможно работать с тюбиками. Но работа с баночками вначале обеспечивает единство колорита. Я, например, в баночку с кадмием желтым добавляю и охру, и лимонный и оранжевый цвета. Получался красивый цвет. Вообще надо учиться делать красивые колеры.

Наконец объясню как делать по этапам пейзаж. Сюжет простой. Лес, поле (луг), небо.
Этап 1.

Грунт клеевой, имприматура пурпурная.
Намечается граница неба, луга и леса. Тонкой кистью, охрой. Писать на скипидаре, немного масла.
Максимально широкой кистью прописывается небо без облаков, теневая, (внутренняя, под внешней листвой) окраска леса и трава колоритом и тоном ее тенистых частей.
Небо. В церулеумный разбел добавляется охра и марс (мизер). Быстрым размахом кисти на палитре делается полу-смешение. Затем, широкой кистью делается прокраска неба. Обратить внимание, что мазки заглаживаются - валиков не должно быть видно. Полос от кисти также. Затем, пока небо не застыло, вплавляются разбелы ультрамарина с охрой или марсом для формирования темной дымки (дополнительные цвета) или формируются пурпурные или лимонные отсветы.
Особенность работы широкой кистью - ловкость намазывания и заглаживания в разных направлениях. Ни в коем случае нельзя это делать кистью малых номеров - иначе эффект пятнистости. Луг. Теневая часть зеленой травы делается окисью хрома с ультрамарином, марсом или охрой. Холодные колориты.
Золотистая - смесью от лимонных до пурпурных (не оранжевых - это теплый цвет, даль трудно выстроить). Формируется пространство, несколько высветляющееся и ухолодняющееся к горизонту. Опять обратить на гладкость и ловкость размазывания лессирующих добавок. Цель. Задать ощущение пространства. Лес. После формирования пространства - небом и лугом, формируется лес. Колоритом и тоном теневой части леса. Но обратить внимание, что на небо теневая часть заходит частично. Должно быть ощущение правильной глубины расположения леса, полей, реки. В результате получается приглушенный по колориту и светлый по тону подмалевок. Детали не прописываются.

Сушка.

Этап 2.

Та же работа, но на масле, возможно добавить лак. При прописке обратить внимание, что насыщенность колорита существенно увеличится. На этом этапе возможно дать теневую часть ствола и кроны. Но могут возникнуть проблемы с допиской неба. Тогда крону придется замазать, но след останется. При заливке уже необходимо детализировать широкими мазками рельеф местности и колористические переливы неба, теневой части леса (искусственно делается игра сдвигом в теплую и в холодную сторону). На этом этапе обязательно добиться ощущение красоты от игры колористических и тональных отношений.
Сушка.
Этап 3.

Аналогично, но с большей добавкой лака. На небе прописывается ребром широкой размахренной кисти теневая часть кроны и ствол. Мазки заглаживаются - убираются валики. Обратить внимание на ритмы крон, растительности.
Сушка.
Этап 4.

Детализируется растительность (рисунок и лессировка), дописываются кустики, дорожки ствол, облака и т.д. Прописка полупрозрачными красками. Ритмы листьев кроны, травы. При лессировке добавляют в замесы краски, которые смещают колорит в теплую или холодную сторону. На этом этапе обязательно добиться ощущение красоты от игры колористических и тональных отношений.
Сушка.
Этап 5.

Лессировка полимеризованным маслом. Блики, солнечные подсветки. Допускается валики краски для фактурности. Аналогично требование к красоте колористических и тональных отношений и к красоте мазка как и его предыдущем этапе. Иногда оконтуривание тонкой кисточкой для большей графичности.
Сушка.

Вот примерная схема работы над пейзажем. Если на первых этапах необходимо ловко и чисто красить (как маляр) широкой кистью. То на последних этапах возникает необходимость кистевой работой передавать фактуру объектов. Играть цветом и тоном. Для этого необходимо копировать мастеров. Все должно делаться быстро и ловко, точно.
Динамика мазка, не мазня, а быстрый и точный мазок, ценится.
В качестве начального тренировочного материала, кроме копирования мастеров, можно использовать плакаты, постеры, календари. Но очень ограниченно. Фото скорее помогает не делать этап композиционного построения. Это можно независимо тренировать на базе фото- краеведения. В будущем это поможет создавать офисные картины. Т. е. процесс обучения можно распараллелить.




Hosted by uCoz