Возврат на список литературы


Живопись и графические ритмы.


Живопись и графические ритмы.
Живопись - прежде всего работы построенные на малозаметных сложных нюансах тональных и колористических отношений, со сложной цветовой гаммой многослойной живописи. Это, кажется, по [2] и имелось ввиду когда определялся термин ВАЛЁР. В [1] автор, описывая картины голландских художников Терборха, Метсю и Хоха в Лувре, пространно описывает ВАЛЁР как степень нюансировки света, тени и колористических отношений при передаче света, воздуха, теней.
В [ 3 ] описана одна из первых систем научной оценки работ художника. Ее авторское название: "поэтика", - автор Аристотель. Он, опираясь на научную мысль предшественников, подразумевал в названии слово: мастер - творец. См. также: poёta - изобретатель, мастер. В первую очередь Аристотель отмечает у человека врожденную способность подражать и выделять признаки чего-либо, и утверждает, что через подражание, воспроизведение признаков чего-либо идет познание. Одним из первых признаков творчества Аристотель считает способность выдумывать, как сейчас говорят: " создавать новую реальность." Далее владеть искусством гармонии и ритма. Кстати, Аристотель отмечает, что умение видоизменять оттенки голоса не относится к творческому искусству, - "это дело актера" - и не относится к поэтике". Всё это отнесем к живописи. Следовательно, факт копирования природы не относятся к творчеству, а просто врожденное свойство любого человека. Живопись также.

По аналогии с законами смешения света, краски, которые в смеси дают серый или грязный цвет назвали дополнительными. В одном мазке их смесь (замес) используется крайне условно - например в тенях, поскольку добавляется серый цвет, который темнит колорит (темнит тональную составляющую мазка, т.е. отношение темное - светлое). Обычно дополнительные цвета используют в разных слоях живописи, обязательно просушенных. Например, пурпурная имприматура (холодный марс коричневый) и желто - зелено - синие краски. Также есть и оппонирующие цвета, пары: "синий - желтый", "зеленый-красный". Их также можно использовать для усиления колористического контраста в соседних мазках или сверху высушенного слоя. Владение всем этим задает систему колористических отношений, т.е. живопись. В классической живописи цвет краски из тюбика "смягчается" добавлением марса (холодного) или охры (зеленоватой). При прописке средних тонов (не самых светлых) рекомендую использовать зеленоватую охру вместо белил.
Для начинающего есть шпаргалка - цветовая диаграмма. Например. Художник имеет базовый цвет мазка - зеленый. Рядом можно положить мазок или желтый или голубой. Это будут сдвиги в теплую и, соответственно, в холодную сторону. Оппонентным цветом для зеленого является холодный красный или неспектральный сиреневый.
Если разместить эти два мазка рядом, то через оптическое смешение
будет слабое ощущение желтого. Дополнительным к желтому будет сиреневый. Его можно написать а ля прима в тени.
Дополнительные (теневые) колориты можно искать через диаграмму - с противоположной стороны точки Е. Естественно колориты полупрозрачны, и наносятся или лессировками или в тенях через смесь дополнительных цветов. Конечно, эта диаграмма запоминается и после короткого времени художник работу по подбору колоритов может вести по памяти. Рекомендую проанализировать колористический строй картин из классической живописи по этой диаграмме. Диаграмма сочетаний тепло и холодных цветов оформлена как упражнение на качество выполнения заливок при многослойной живописи. При правильном выполении этого упражнения должно возникнуть ощущение тоннеля правильной формы, от темного к светлому.

заголовок



О ритмах. Крайне важен скрытый графический ритм. Рекомендую на листе белой бумаги начертить циркулем, едва заметно, окружности равного радиуса. Мягким (2М) или угольным карандашом: черточками, точками, зигзагами, пятнами и т.п., - добиться ощущения пушистых шаров, расположенных в пространстве "на разном удалении" от зрителя.
Также полезно игра в абстрактные узоры. Необходимо научиться подбирать красивые сочетания цветов и пятен линий и др., т.е. делать абстрактные этюды. В них также добиваться пространственного ощущения от имитации каких - либо форм. В классической живописи эту технику используют не так явно, как абстракционисты. Обычно, колористическая нюансировка явно заметна новичку при рассмотрении на картинах живописцев-классиков: фона, одежды, тела.
Самый важный этап для задания ритма - изготовление эскиза. Лучше эскиз делать на бумаге в, так называемой, гармонизирующей сетке см. ст.: [4] [5]
Сетка строится в виде 12 лучевой звезды на засечках золотых сечений сторон картины. Многие старые мастера этим пользовались - держится принудительный ритм. Также облегчается переход с формата на формат.
На холсте варзакать нежелательно - портится грунт от ударов кисти. Кроме этого, бессистемно прописанные участки выступают пожухлостями. Я лично, делаю эскиз на компьютере в Corel PHOTO -PANT7. По завершении, включаю режим формирования контура, печатаю в формат картины, склеиваю листы и переношу на холст.
Если архитектура, то после выделения контура - перечерчивание в тонких линиях (на компьютере), затем - печать.
При пейзажной живописи, без людей и строений - компьютер только для эскизирования.
Кроме скрытого удерживания ритма с помощью гармонизирующей сетки удобно :
- в пейзажах формировать высокий и низкий горизонт;
- переформатировать эскизы (например, легко переносится композиция с формата 10 х 5 на формат 60 х 80.
- монтировать сцены в многофигурных композициях. ( Это широко применяли итальянцы при использовании метода темплетов).
На глаз на холст перенести можно все, кроме архитектурного ансамбля, натюрморта и многофигурной сцены.
Сетка облегчает перспективное проекцирование. Пример сетки:

заголовок


При работе с архитектурным пейзажем, при фото в рисунок необходимо устранять фотоискажения, соответственно с помощью сетки перестраивать ритмы - в ритмы золотых сечений. Так, что от первичного фото мало, что останется.
В качестве справочника по архитектурным декорам рекомендую книгу старого реставратора Шепелева.

Мой вариант компьютерного эскизирования мизансцены на темы балета: "Золушка".

заголовок


Страстная Золушка и две вертлявые сводные сестры. На втором плане кордебалет создает тонкий эмоциональный фон.
1. Производится запись балета с помощью TV тюнера в компъютер.
2. С помощью видео редактора производится отбор эмоционально значимых кадров.
3. Из кадров осуществляется вырезка актеров и создается библиотека поз. Производится коррекция фигур, чтобы убрать фото искажения. Для этого используются анатомические каноны.
3. Производится компоновка мизансцены в гармонизирущую сетку. Также с ее помощью осуществляется масштабирование. При компоновке производится коррекция поз актеров для передачи большей точности духовного образа. Кисти рук, стопы, черты лица на этой стадии прорабатываются условно.
4. Осуществляется подборка базовых колоритов, производится распечатка цветного варианта.
5. Эскиз переводится в серый цвет, увеличивается до размеров картины.
6. С помощью графического редактора выделяются контуры, и производится печать контурного изображения.
Листы распечатки склеиваются и изображение переводится на холст или на другой носитель. Уточняются, суставы, стопы, кисти рук и мимика лиц.
7. Далее идут обычные процедуры технологии многослойной живописи или эскиз редактируется до уровня конечного графического продукта. В этом случае производится, после уточняющих, процедур повторное сканирование уточненных графических фрагментов.

Выполнение этих упражнений называется неспецифическая тренировка. Через некоторое время это скажется на технике работы по "сочинению картин" например пейзажей.
Таким образом, живопись - ремесло, построенное на врожденных способностях человека, но ограничиваемое физикой и химией. Да, ремесло условное, строго технологичное. Скорее ближе к абстрактному искусству, но применяемое для иллюзии реализма.

1. Фромантен Э. Старые мастера. /Пер. с фр. Кепинова. Авт. вступ. статьи и комментариев Турчин В.С. - М.: Изобразительное искусство, 1996.- 312 с.: 29 ил.
2. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков (зам. гл. ред.). - М.: "Советская Энциклопедия". Книга 1. А-М., 1986 - 447с. 32л. ил.
3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - 1392 с. - (Классическая философская мысль).
4. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1, Том2 . / Под редакцией и с предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан, 1963г. - т.1 156с. и т.2 240с. с ил.
5. Андреев В.А. Статья "Классическая живопись в условиях рынка" см. настоящий сайт.

Г-жа М - K
Не обязательно быть кулинаром , отлично знающим техпроцесс приготовления питания, чтобы определить , что поданное блюдо - полное г..но. Достаточно с детства не прикармливаться плохим вкусом, чтобы отличить жалкие потуги от настоящего таланта.
Адью.

Г- н S
ой- цирк... ну просто цирк с вашим Артойлом---- А-НЕК-ДОТ..... чудо в перьях с претензией на павлина.... Слыш Артойл а что это у тебя за многозначительная сетка за балеринами? Прям сакральную геомметрию тут развел. Мозги пудриш новичкам в живописи. Артойл навротил такого.... Такое приходит в голову от неумения рисовать карандашем и писать красками, а еще от природной тупости---

Г-жа М - K
Ну вот , набросились все на Артойла. Не надо его обижать Он хороший и не совсем уж тупенький, раз освоил комп.

Г-жа S
artoil-a писал:
Далее идут обычные процедуры технологии многослойной живописи или эскиз редактируется до уровня конечного графического продукта. В сканирование уточненных графических фрагментов.
если нужен " Графический продукт",то все верно написано... Да и техника (как и все замечания АртОйла ,прочитаные мной до сего времени) относяться для поточного производства «базарных» картинок, ориентированных на невзыскательного обывателя"


Г-жа I
Как человек, выросший в балетоманской семье, хочу заметить, что синтезированное таким способом изображение легко может оказаться недостоверным или даже нелепым.
Чтобы вот так строить композицию, надо хорошо понимать хореографию, сценографию, либретто, даже музыку и костюмы. В целом - быть широко эрудированным в области балета.
А иначе можно запросто свалить в одну кучу (на одну картину) персонажей или сцены из разных балетов или разные действия/сцены одного балета или не согласующиеся друг с другом позы разных танцовщиков. А то и все это вместе. Знающий человек только посмеется над таким "винегретом".
Причем вероятность сесть в лужу остается, даже если изображать не какой-то конкретный узнаваемый балетный спектакль, но и некий абстрактный "просто балет".

Г-н B
Согласен с Г- жой I
По мне, так гораздо проще, владея элементарной анатомией, изобразить балерину в любой позе и, думаю, драматичность передаваемого действа несильно пострадает.
Вообще, объясните мне - а зачем нужен такой сложный технологический цикл.
Вначале, Виктор, Вы загоняете нас учить пластическую анатомию, а затем призываете пользоваться условными туловищами, конечностями... А теперь еще, как я понимаю, призываете заменить постановку глаза компьютерными прорисями...

artoil-a
Вот, что следует из-за нежелания читать специальную литературу. Не подозревайте меня в своих грехах.
А про по-кадровый анализ записей балетов вы вообще не слышали.
Г- жа S! Насчет базарных картинок и их поточном производстве вы не информированы. На Вернисаже Москвы работают лучшие художники страны и мира.

Г- н L
Re: Живопись и графические ритмы.
Очередной апокриф от Artoil-a

artoil-a
Г- н L
, я, как правило, цитирую. Следовательно это не апокриф, а уже давно, лет 70, канон. Читайте "умные" книжки. А некоторым сведениям 2300 лет. Вы, как я предполагаю, об этом не читали. А если у вас нет Фромантена и Гицеску , то какой же вы художник?


Г- н L Re: Живопись и графические ритмы.
Тогда это довольно сумбурный канон, если понадергать цитат из библии, торы, корана и бахаватгиты какой нибудь, и все это перемешать, то наврядли у читающего не поедет крыша.

artoil-a
Да, Фромантен и Гицеску г - на L не спросили: " Господин, разрешите... ваше с-тво "!



Г- жа Z
А мне наконец-то интересно.



Hosted by uCoz