Возврат на список литературы


Построение фигуры человека в произвольном ракурсе.


      Далее я приведу последовательность статей, где изложу начальные знания для занятий живописью и рисунком со ссылками на базовые руководства. Для чтения руководств достаточно знаний средней школы, но требуется навык чтения пространных научных текстов.
      Эти знания проверены моей практикой занятий коммерческой живописью и графикой на протяжении 30 лет. Да, есть много публикаций на эту тему, но уже XXI век, многие "очевидные" сведения устарели, а некоторые догадки подтвердились. Также руководства иногда писались не для облегчения работы художника, а в рамках развития каких - либо теорий. Настоящая статья предваряет анализ канонов изображения человека.
      Приведу цитату из [1]:
      "...Учение о пропорциях тела используется в пластической анатомии по двум линиям: для эстетического восприятия биологических признаков строения и суждения об анатомическом типе и для создания канонов, т. е. приведения всех размеров и соотношений в систему, удобную для практического применения.
      Европейские каноны, основанные на традициях древнего греко - римского искусства и дошедшие до наших дней благодаря ряду работ художников-теоретиков эпохи Возрождения, пронизаны идеей единства человеческого типа и представляют его в виде определенной идеальной нормы, в которой объединяются как и в статистической средней все индивидуальные особенности строения...
      ...Каждый художественный канон являлся новым практическим решением и устанавливал свои размерные соотношения тела. Все системы стремятся получить самые простые соотношения, основанные на равенстве или повторении целого размера, избранного в качестве "модуля", и стремятся дать его кратность в размерах тела человека. Чем больше система пытается уточнить отношения путем дробления больших размеров, тем меньше ее мнемоническое значение и тем меньше она используется на практике. Из-за этого многие художественные каноны остались лишь историческими курьезами. Большинство художественных систем пропорциональности для определения внешних форм устанавливает соотношение только между длиной и шириной тела. Немногие системы, созданные в дидактических целях, определяют соотношение размеров тела в трех направлениях, они дают рисунки в трех плоскостях. Исключительной редкостью является систематическая разработка возрастных пропорций. Во всех системах отсутствует точность измерений из-за того, что опознавательные точки избраны анатомически неправильно..."
     
Целью настоящей статьи является анализ семантических структурных единиц информации, то есть понятий и методик (или короче - фреймов), которые необходимы для того, чтобы построить фигуру человека в любом ракурсе.
      В дальнейшем, при анализе канонов будет особо проверяться соответствие канонов данной методике построения, т. е. проверяться наличие фреймов в каноне. Анализ построения будет проводиться без учета расположения черепа человека.
      Полагается, что череп человека крепится на франкфуртской горизонтали [1, т. рис. 107] к шее (позвонком "атлант"). Будем полагать, что горизонталь проходит через нижние точки глазниц и осевую слуховых отверстий черепа. Крепление к шее условно примем в точке посредине между слуховыми отверстиями.
      Сначала рассмотрим пример изображения опорных элементов тела человека в сложном положении и в сложном ракурсе. Условимся в том, что мы изготовляем не чертеж, а рисунок. И глаз художника обладает достаточной точностью. Построение согласно [2], из-за иллюзии константности формы будем строить в аксонометрии, т. е. элементе перцептивной проекции и пользуясь методикой А. Дюрера, изложенной, правда, для построения головы [1, т. 1, рис. 155].
      Представим, что изображаем штангиста в позе перед поднятием штанги: полу - присед, руки на грифе штанги. Спина выпрямлена.
      В современной жизни у многих художников имеются компьютеры. Будем использовать средства компьютерной графики для эскизирования. Канон распределения элементов человеческого тела изобразим цветными полосками. Канон несколько отличается от канона Дюрера [1, т. 1, рис. 207]. Итак, на экране редактора каноническое изображение модели вертикального положения тела человека (без учета головы) в виде вертикальных цветных полосок. И горизонтали, напоминающие нотный стан. См. рис. b008.
      Многие педагоги рассказывают, что "...надо строить от следа.." Начинающему художнику предлагается иллюстрация этого метода:
      1. Выбирается канон фигуры.
      2. Выбирается удобный ракурс.
      3. Средствами граф. редактора фигура сгибается.
      4. Определяется ее след.
      5. Определяются проекции на картинную плоскость.
      6. След от картинной плоскости разворачивается.
      и строятся базовые элементы изображения.
    &nbsр


заголовок



Магической палочкой отмечая полоски разного цвета выделяем маской область залитую этим цветом. Копируем и переносим эти полоски на свободное место "нотного стана" и формируем модель профиля нашей фигуры.
      Опускаем вниз линии параллельного проецирования и изображаем след от проецирования модели на основание. Естественно задавшись шириной туловища. Все. Теперь возможно изобразить модель фигуры штангиста с любой стороны.
      Наметим плоскость картины. Картина вертикальна к основанию и на пол проецируется в виде следа - отрезка линии. Перпендикулярно к этому отрезку проводят линии проецирование от точек следа модели фигуры штангиста. Затем точки проецирования именуем буквами латинского алфавита. След картины на плоскости копируем. переносим поворачиваем так, чтобы копия следа картины была параллельна основанию. Восстанавливаем перпендикуляры к копии проекции следа и пересекаем линии нашего "нотного стана". Далее начинаем поочередно восстанавливать цветные отрезки. Кстати, новые "неканонические" горизонтали от модели штангиста можно не проводить. Все делается "на глаз".
      Обратим внимание, что в результате рассмотрения этого метода восстановления фигуры использовались фреймы:
      - опорные точки (суставы);
      - боковая серединная линия туловища;
      - отрезки, обозначающие руки, ноги, шею.
      Вот это в первую очередь выделим из канонов.
      Обратим внимание, что в предыдущей статье: "Живопись и графические ритмы", - сначала решалась задача компоновки всей композиции в гармонизирующую сетку. Задача построения фигуры решается по-отдельности для каждой фигуры композиции. Но для портретов или фигур первого плана задача усложняется. В этом случае таз, грудная клетка и голова моделируется параллелепипедами, как предлагал А. Дюрер [1], но об этом будут далее отдельные статьи.


      1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1, Том2 . / Под редакцией и с предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан, 1963г. - т.1 156с. и т.2 240с. с ил.
      2. Б. В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи. Очерк основных моментов. - М.: Наука, 1980г. 288с. с ил.
     



Hosted by uCoz