Древнеегипетский канон      
По мнению Шарля Бланка, единицей меры служит средний палец, умещающийся 19 раз в высоте тела.
Это утверждение основывается на фигуре, найденной и описанной археологом Лепсием
(в труде "Choix de monument funeraires", Лейпциг, 1852)      
Длина тела в данном случае разделена на 19 частей. Сопоставляя эту фигуру с другими в труде Лепсия
(рис. 189 А), разделенными таким же образом, а также с некоторыми египетскими скульпторами из коллекции Лувра,
Шарль Бланк полагал, что он нашел фигурное выражение египетского канона.
     
|
Рис 190. Дорифор Поликлета.      
При анализе пропорций ипользуется
в качестве модуля ширина ладони по системе предложенной Гийомом.      
Ширина ладони на уровне основания пальцев входит 3 раза в длину стопы      
и 6 раз в длину голени до точки,
находящейся выше коленной чашечки. Эта длина равна расстоянию от точки, находящейся над
коленной чашечкой, до пупка и расстоянию от пупка до слухового прохода.      
Туловище от рукоятки грудной кости до лобка равно 6 ширинам ладони       и равно
длине предплечья и кисти от верхушки среднего пальца до локтя.       Расстояние
от акромиона до локтя и от локтя до сочленения пясти и фаланги среднего пальца равны между
собой и измеряются четырьмя ширинами ладони.      
Непосредственных документов, касающихся систем пропорции и относящихся к
древности, не имеется. Археологические и эстетические исследования греческих статуй показывают,
что в произведениях того периода отражалась пропорциональность данного персонажа. В некоторых
случаях пропорциональность тела служила критерием для установления эпохи, к которой относится статуя,
или для определения автора и школы, к которой она принадлежит. Так, например,
Дорифор, Идолино, Диадумен, Антиной признаны произведениями Поликлета и его
школы по ряду признаков, среди которых пропорции играют значительную роль.
Считается, что Дорифор
Поликлета представляет собой статую "канон", созданную по строгим
математическим расчетам.      
Отрывки текстов Диодора Сицилийского и Галена (современник Витрувия)
побудили Ш. Бланка проверить эту систему на Дорифоре Поликлета и Ахилле
Алкамена (современник Поликлета). При этом он установил, что эта
система соответствует пропорциям греческой скульптуры того времени.      Деление тела на 19 частей совпадает
с анатомическими опознавательными пунктами, которые не
равноценны но своей точности. Так, например, чрезвычайно вариабильны
следующие опознавательные точки: 3-я, соответствующая задней округлости
мышц голени ниже колена, затем 5-я и 6-я, представляющие собой верхние и нижние края надколенника,
16-я-"адамово яблоко" (кадык) и 18-я лобные кости.      
В канонах пропорций тела египетской пластики отмечается увеличение
длины бедра за счет нижнего конца туловища, большая ширина плеч,
узкая талия и таз, короткая шея. Применение этой единицы
измерения к произведениям греческой пластики приводит к меньшему числу
совпадений с анатомическими опознавательными точками.      
Другой анализ статуи Дорифора (Ейжен -Гийом) приводит к таким соотношением,
в которых общей единицей меры может быть признана ширина ладони (рис. 190).
Образцом для статуи Дорифора послужил крепкий атлет среднего роста с широким торсом
и сильными плечами.      
На рис. 191.Апоксиомен, Мелеагре, Гладиатор и Германикус построены по другому принципу
пропорций и внесены в греческую скульптуру Лизипом. Апоксиомен. Лизипа.
Полагается, что в системе пропорций Лизипа использовалась в качестве пропорций голова.
Апоксиомен Лизипа производит особое впечатле ние главным образом благодаря
изменению пропорций. Он высок и строен, имеет более гибкие и менее геометрические формы.
Сравнительно небольшая его голова подчеркивает впечатление высоты (рис. 191).
Лизип еще с древности считался изобретателем новой системы пропорций.      
|
Рис 192. Пропорции тела по Витрувию. Рисунок из трактата "De arhitctura".
Соотношения, установленные Витрувием, выраженные
целых и дробных коэффициентах, позволяют создать графическое изображение структуры.
- Отношение между высотой головы и фигурой = 1/8.
- Отношение между высотой лица фигурой = 1/10.
- Высота лица = длине кисти;
- Кисть = 1/11 фигуры.
- Высота головы и шеи до рукоятки
грудной кости = 1/6 фигуры.
- Расстояние от верхушки головы до линии сосков = 1/4 фигуры.
- Высота пупка находится в отношении 4/6 к фигуре.
- Высота нижнего края симфиза равнаполовине длины тела. размах рук равен фигуре.
- Предплечье вместе с кистью = 1/4 фигуры.
- Длина голени до точки под коленной чашечкой = 1/4 фигуры.
- Дуги круга ORST дают угол в 90 град.
- Верхняя радиарная сеть указывает на метод уменьшения и увеличения квадратуры.
- На рисунке вышедшем в Перудже имеются некоторые изменения отношений, установленных Витрувием.
Предполагается, что система пропорций Витрувия, обновленная в эпоху Возрождения
Ченнино Ченнини и Леонардо да Винчи, непосредственно связана с положениями канона Лизипа.
Это очень простой канон, он известен под названием "квадрата древних".
Его графическое выражение, приданное ему Витрувием, является основой
большинства европейских канонов, известных в
настоящее время (рис. 192, 193).
|
      Мы видим, что древнеегипетский канон [1] похож на разграфленный на клеточки
картон для копирования на холст большего размера. При общей тенденции к системе пиктограмм, т. е.
информационного направления в искусcтве [3] канон очень практичен для тиражирования. Очевидно, он
никак не связан с задачей изображения человека в произвольной позе.      
Очень ясно в этом каноне показана линия в контура, особенно абриса тела. Контур явно эстетизирован.
     
Каноны Поликлета и Лизипа [1] интересны тем, что намечены точки суставов. Но исследователи
этих канонов не указали как авторы формировали абрис тела. А тем более, если говорить о скульптуре,
то необходимо было формировать эстетизированный контур со всех сторон.      
Именно контур. Поскольку в скульптуре в древности был принят "водяной" метод копирования малой модели в
большую скульптуру в мраморе.      
В ванну с моделью наливается вода. Постепенно сливая, обнажают новые контуры скульптуры, которые
переносили на мраморную заготовку, и, соответственно удаляли лишний мрамор.      
В рисунке также важен абрис, особенно в рисунке под живопись. Хотя при рассмотрении
метода построения фигуры в произвольном ракурсе это не рассматривалось, но при изучении одного
из канонов Дюрера построение внешнего контура тела будет особо рассмотрено.      
Отношения канона Витрувия, не в полном объеме, но используются в практике в настоящее время.
Аналогично не решены удобно для художника проблемы построения абриса тела.
1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с    
предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан,    
1963г. - т.1 156с. с ил.
2. Б. В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи. Очерк основных моментов.    
- М.: Наука, 1980г. 288с. с ил.
|