Возврат на список литературы


Канон фигуры человека Леонардо да Винчи.


      Автор конспекта напоминает, что технологичным для художника является выбор анатомических опорных точек согласованных точками чертежных элементов построения тела (фреймов), например:
      - центры вращения в суставах;
      - центр вращения франкфуртской горизонтали (сустав череп - атлант).
      - начало и конец гибких отделов позвоночника: участка между грудной клеткой и тазом.
      Текст Гицеску выделен. Нумерация рисунков его первого тома сохранена.
           


рис.  194


      Рис. 194.
      Леонардо да Винчи. Пропорции тела. Рисунок. Венецианская Академия.
      Рисунок Леонардо, представляющий пропорции, отличается художественными качествами и исключительной точностью анатомических форм.
      Масштаб пропорций находится под квадратом, длина стороны которого равна высоте тела и включает систему подразделений, позволяющую установить размеры при помощи циркуля в отношениях от 1/2 до 1/96 фигуры.
      На рисунке указаны следующие отношения:
      Высота колена до нижнего края коленной чашечки =1/4 фигуры.
      Расстояние от земли до точки под лобковым cочленением = 1/2 фигуры.
      Расстояние от земли до линии сосков =3/4 фигуры.
      Расстояние от земли до рукоятки грудной кости =5/6 фигуры.
      Расстояние от земли до носа = 11/12 фигуры
      Расстояние от срединной линии до начала руки = 1/8 фигуры.
      Расстояние от срединной линии до локтя = 1/4 фигуры.
      Расстояние от срединной линии до кисти =4/10 фигуры.
      На правом предплечье тонкая линия отмечает половину
      расстояния от локтя до верхушки среднего пальца.
      Искусно показаны отношения между положением стоя и положением, когда пупок становится центром тела (см. рис. 193).
      Примечания к этому рисунку (Венецианская Академия, Р. 343)
      Изучение пропорций было для Леонардо да Винчи предметом постоянных забот, он часто возвращался к ним и уточнял их. Больше всего примечаний в отношении пропорций находится на страницах коллекции "Quaderni d'anatomia" Виндзора. Туда включен ряд практических указаний, которые являются мнемоническими правилами для мастеров при измеении и сопоставлении размеров тела. Там имеются следующие примечания:
      Та часть стопы, которая длиннее кисти, равна толщине предплечья на уровне сустава кисти. Рука от плеча до локтевого отростка при согнуом предплечье увеличивается на часть, равную толщине сустава кисти в профиль или расстоянию от нижнего края подбородка до разреза рта.
      Согнутая верхняя конечность от верхнего края плеча до локтя равна полуторам высот головы, также полторы высоты головы приходится на длину руки от локтя до начала пальцев на ладони.
      Это равенство стало позже известно как равенство Леонардо да Винчи.
      Наибольшая ширина кисти с вытянутыми и сомкнутыми пальцами равна наибольшей ширине стопы на уровне начала пальцев.
      Расстояние от внутренней лодыжки до конца большого пальца равно длине кисти. (Леонардо да Винчи, "Tradebuchernunden").
      Большинство рисунков, иллюстрирующих эти положения, имеют менее выраженный схематизм, чем в пропорциональной школе Венеции. Линия рисунка часто колеблется при установлении соотошения.
      В многогранной личности Леонардо сливаются воедино внимательный наблюдатель природы с эстетом, ученый - с художником, биолог, имеющий бостренное чувство в отношении морфологических данных, - с математиком, ищущим идеальное числовое выражение размерных соотношений тела.
      Красивые формы, закрепленные художествеными канонами, часто не совмещаются с биологическими законами изменчивости пропорций.
      "Поступай так, чтобы каждая часть была проорциональна целому. Так, у низкого и толстого человека все конечности должны изображаться одинаково, т. е. рука короткая и толстая, кисти рук широкие, лицо широкое и короткое, а суставы такие же, как и остальные" (Леонардо да Винчи, "Traite de la penture".
      "Художник должен стремиться к универсальности. Он будет лишен достоинства, если одну вещь, сделает хорошо, а другую плохо, как многие, изучая пропорционально сложенное обнаженное тело, не исследуют его разновидность, а ведь человек может быть пропорциональным, будь он толстым, тонким или средним" (Леонардо да Винчи, там же).



      Канон Леонардо да Винчи прекрасно работает при портретировании. Более подробные комментарии следует отложить до рассмотрения канонов А. Дюрера.


1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с
    предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан,
    1963г. - т.1 156с. с ил.
2. Б. В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи. Очерк основных моментов.
    - М.: Наука, 1980г. 288с. с ил.



Hosted by uCoz