Возврат на список литературы


Канон фигуры человека Альбрехта Дюрера.


      Автор конспекта напоминает, что технологичным для художника является выбор анатомических опорных точек согласованных точками чертежных элементов построения тела (фреймов), например:
      - центры вращения в суставах;
      - центр вращения франкфуртской горизонтали (сустав череп - атлант).
      - начало и конец гибких отделов позвоночника: участка между грудной клеткой и тазом.
      Текст Гицеску выделен. Нумерация рисунков его первого тома сохранена.
           


Альбрехт Дюрер положительно оценивал учение итальянских художников-теоретиков (Кватроченто Леоне Баттиста Альберти, Ченнино Ченнини и Лео нардо), с рисунками и рукописями которых он озна комился во время своих путешествий по Италии.
      в своих четырех книгах о пропорциях, написанных в конце своей жизни и опубликованных посмертно в 1528 году, он упоминает венецианского художника Иакопо Барбари, от которого ему хотелось узнать секрет о пропорциях человека.
      Ему был также знаком трактат Витрувия. Все эти моменты послужили стимулом к его личным исследованиям, основанным на наблюдении и измерении моделей. Интерес художника к изучению живого тела и к вопросам внешней морфологии, естественно, был больше, чем к анатомическим исследованиям в ту эпоху, когда диссекция была еще недоступна в Гер- мании, а для ознакомления с внутренней структурой тела надо было пользоваться косвенными источниками или второстепенными сведениями.
      Дюрер при жизни окончательно оформил только первую свою книгу. Остальные три были отредактированы его друзьями, и весь труд в целом был издан по деревянным гравюрам Иеронима Андреа (Formchneider)
      В начале изложения пропорций тела помещены фигуры, построенные на законах, относящихся к 1500-1504 гг. Перед опубликованием труда о пропорциях были подготовлены рисунки и наброски, составленные в 1507- 1519гг. и известные теперь по сборнику "Dresdener Skizzenbuch" В сборнике опубликован нижеследующий канон:
     

рис.  207



      Эти документы особенно ценны для понимания эволюции идей Дюрера о пропорциях, а также для представления о его тщательности в научном исследовании, в стремлении к совершенству графических форм. Некоторые его рисунки представляют собой идеальные геометрические фигуры, созданные под влиянием идей венецианской школы. В измерениях и выразительной форме отдельных рисунков видно непосредственное влияние Леонардо В большинстве рисунков используются математические измерения, выраженные в отношениях высоты тела Эти рисунки вместе с объяснением системы измерений составляют содержание первой книги о пропорциях.
      Показ пропорций начинается с фигур нормального мужчины и нормальной женщины, имеющих отношение головы к телу 1/7, затем следуют фигуры с отношением 1/8, 1/9, и 1/10, каждая фигура в 3-х диаграммах (спереди, сзади и в профиль) Далее следуют сложные построения головы кисти и стопы, а в конце книги имеется чертеж с пропорциями ребенка.
      Рабочий метод, указанный Дюрером, весьма поучителен для чертежника. Фигуры построены в трех положениях на 3 прямых на которых предварительно отмечены горизонтальными линиями главные разделения известных соотношений. Для рисунка очертаний он использует модель, контуры которой он вводит в пропорциональную диаграмму.
      Во второй книге фигуры разделены на 600 частей. При этом был использован прием сходный с приемом Леоне Баттиста Альберти, который стал известным по его труду, составленному в то же время.
      В третьей книге показаны методы изменения нормальной фигуры при изменении пропорции. "Здесь я покажу, как вышеуказанные пропорции можно изменить по желанию всякого, удлиняя или укорачивая части так, что фигура становится неузнаваемой и сильно отличается от своей оригинальной формы ". Варианты пропорций видно были созданы Дюрером изменением ширины и ли глубины при тех же соотношениях длины, основу которых дал Витрувий.
      Выводы Дюрера относительно вариантов пропорций не соответствуют данным современной антропологии о правиле устранения пропорции роста. Он считает, что изменения пропорций подчиняются стилистическим правилам, управляющимся геометрическим или математическим соотношением. Однако изучение пропорции раскрыло художнику закон, по которому действует природа, показав ему, что разнообразие индивидуальных изображений имеет предел в постоянных формах вида. В рамках варианта тела естественное правило пропорциональности показало ему, что все части тела должны соответствовать между собой и в целом. Познав эту истину, Дюрер, как и Леонардо, мог посоветовать художнику следовать закону стилистического единства состава тела и избегать делать "одну часть сильнее, другую слабее... или тело юноши, грудную клетку старика, а кисти и ноги взрослого человека средних лет"
      Четвертая книга показывает изменения описанных фигур в движении, затем голову, туловище и конечности в перспективе. Применяемый метод состоит в их включении в воображаемые "коробки", находящиеся в перспективе. Этот метод был известен Ломаццо, утверждавшему, что он был изобретен "итальянцем Лукой Канбияри.


Приведу для дальнейшего изложения систему терминов, которые определяют анатомические размеры черепа во фронтальном виде.

рис.  106



      Рис. 106.
      Череп во фронтальной норме.
      1. Максимальная ширина свода черепа;
      2. Минимальная ширина фронтальной кости;
      3. Ширина лица на уровне скуловых дуг;
      4. Морфологическая высота лица (n-gn):
            высота верхней части лица (n-pr),
            высота носовой части (n-ns),
            высота альвеолярной части (ns-pr) и
            нижней части лица (pr-gn);
      5. Угловая ширина нижней челюсти;
      6. Высота верхней части лица;
      7. Высота носа;
      8. Высота альвеолярной дуги;
      9. Высота нижней части лица (pr-gn).
     



      А также при виде сбоку.

рис.  107



      Рис. 107. Череп в боковой норме - главные углы и диаметры.
      1. Максимальная длина черепной коробки;
      2. Длина основания черепа;
      3. Высота черепной коробки (po-v);
      4. Угол профиля лобной кости;
      5. Угол профиля в целом;
      6. Угол носового профиля;
      7. Угол альвеолярного профиля;
      8. Угол профиля нижней челюсти;
      9. Угол ветви нижней челюсти;
    10. Сагиттальный угол входа глазницы. Ориентировочная франкфуртская горизонтальная плоскость (Ohr-Augen-Ebene).
     



      Таким образом в разделе: "Построение фигуры человека в произвольном ракурсе." был приведен канон А. Дюрера. Однако построение было не в перспективе, а в аксонометрии. Современные исследования перцептивного пространства это позволяют делать, что существенно упрощает работу.
      Обратим внимание, что в результате рассмотрения этого канона фигуры человека использовались фреймы:
      - опорные горизонтали, обозначающие суставы;
      - опорные горизонтали, определяюшие членение туловища на три части;
      - опорные горизонтали, вделение головы;
      - вертикальные отрезки - размеры, обозначающие руки, ноги, шею.

1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с
    предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан,
    1963г. - т.1 156с. с ил.



Hosted by uCoz