Конечно, Гицеску не геометр, а анатом, поэтому буду сохранять некоторую мешанину
обозначений отрезков, и по Гицеску и как принято в геометрии -
по начальной и конечной точке. Аналогично и по другим геометрическим
элементам.      
Автор позволил себе ряд дополнений и изменений в рисунках 106 и 107.
Прежде всего увеличена затылочная часть черепа. На практике портреты
"плоскозатыльчатых" плохо смотрятся.
Также не забудем, что речь идет о модели человеческого тела (каноне),
которая портретистом используется на начальной стадии построения, а
затем корректируется по "натуре".      
Сделаем дополнительные построения - обозначены красным цветом.
Перенесем из рис. 91 - 92 линии передачи жевательных усилий. В силу
некоторой условности обозначения, в отличии от Гицеску, назовем их
силовые линии черепа. Первая пара линий проходит через височную
кость, сочленение челюсть - череп и по внешней боковой стороне челюсти.
Вторая пара линий проходит через переносицу, обводы грушевидного
отверстия носа, клыки (уголки губ) и линию кости перегиба челюсти
(боковая сторона - фронтальная). Забегая вперед, отмечу, что это и
линии границы тональных переходов при прописке лица.
Обозначим границу волос и основание рисунка также горизонталями.
Таким образом, на фронтальной прориси черепа обозначена прямоугольная
рамка, со вспомогательными элементами:      
- силовыми линиями черепа,      
- франкфуртской горизонталью.      
На боковом виде наметим горизонтали основания, и линии волосистой части лба.
И вертикали, первая проходит через переносицу, а вторая ограничивает затылочную часть.
Таким образом и на боковой прориси черепа образована рамка.
Рамки фронтального и бокового вида задают воображаемую коробку
Дюрера или по современному - параллелепипед модели черепа.      
При реальном портретировании уже на этапе индивидуализации модели модели желательно
обозначить две линии:      
Первая линия проходит через лоб, костные бугры на переносице и спинку носа.
Вторая - через подбородок, середину губ и кончик носа.
Конечно, в реальности все может несколько отличаться, но эти линии
позволяют в сложном ракурсе "считать" размещение элементов реального рисунка.      
Есть несколько важных элементов модели.      
1. Обратим внимание что высота лицевой части черепа по Гицеску отличается      
от бытового представления о лице - она не содержит в себе высоту лобной части.      
2. На практике на боковой прориси черепа расстояние от переносицы до      
слухового отверстия равно высоте лицевой части черепа.      
Поэтому размещение оси вращения франкфуртской горизонтали проходящей
через слуховые отверстия в центре боковой "рамки" оправдано.      
Теперь рассмотрим модель туловища. Для этого рассмотрим рис. 160 и 162 [1].
Также красными линиями проведем построение рамок, которые задают
воображаемые коробки Дюрера. также наметим боковые линии туловища.      
Несколько забегая вперед, рассмотрим и тазовую область, которая единым
образом будет связана с верхней частью туловища. А при рассмотрении
поколенных и ростовых портретов будем ссылаться на этот материал.      
Автор сохранил размерную систему Гицеску, для представления анатомической системы
обмеров.      
Думаю, что любознательный читатель отметит, что мы рассматриваем не
эллипсы и эллипсоиды как во многих руководствах по рисунку,
а параллелепипеды как у Дюрера.      
Если читатель ответит почему это, то может читать дальше.
Если нет, то рекомендую прочесть сначала курс черчения и
начертательной геометрии. Если и после этого не поймет, то
лучше ему не учиться дальше. Так ему Бог рамки провел.      
|