Возврат на список литературы


Композиция поясного портрета.

      Автор напоминает, что технологичным для художника является выбор анатомических опорных точек согласованных c точками чертежных элементов построения тела (фреймов), например:
      - центры вращения в суставах;
      - центр вращения франкфуртской горизонтали, проходящей через сочленение череп - позвоночник, слуховые отверстия, низ глазниц.
      Текст Гицеску выделен. Нумерация рисунков его первого тома сохранена. Приведу для дальнейшего изложения систему терминов, по Гицеску которые определяют анатомические размеры черепа во фронтальном виде.

     

рис.  106



      Рис. 106.
      Череп во фронтальной норме.
      1. Максимальная ширина свода черепа;
      2. Минимальная ширина фронтальной кости;
      3. Ширина лица на уровне скуловых дуг;
      4. Морфологическая высота лица (n-gn):
            высота верхней части лица (n-pr),
            высота носовой части (n-ns),
            высота альвеолярной части (ns-pr) и
            нижней части лица (pr-gn);
      5. Угловая ширина нижней челюсти;
      6. Высота верхней части лица;
      7. Высота носа;
      8. Высота альвеолярной дуги;
      9. Высота нижней части лица (pr-gn).
     



      А также при виде сбоку.

рис.  107



      Рис. 107. Череп в боковой норме - главные углы и диаметры.
      1. Максимальная длина черепной коробки;
      2. Длина основания черепа;
      3. Высота черепной коробки (po-v);
      4. Угол профиля лобной кости;
      5. Угол профиля в целом;
      6. Угол носового профиля;
      7. Угол альвеолярного профиля;
      8. Угол профиля нижней челюсти;
      9. Угол ветви нижней челюсти;
    10. Сагиттальный угол входа глазницы. Ориентировочная франкфуртская горизонтальная плоскость (Ohr-Augen-Ebene).
     


      Конечно, Гицеску не геометр, а анатом, поэтому буду сохранять некоторую мешанину обозначений отрезков, и по Гицеску и как принято в геометрии - по начальной и конечной точке. Аналогично и по другим геометрическим элементам.
      Автор позволил себе ряд дополнений и изменений в рисунках 106 и 107. Прежде всего увеличена затылочная часть черепа. На практике портреты "плоскозатыльчатых" плохо смотрятся. Также не забудем, что речь идет о модели человеческого тела (каноне), которая портретистом используется на начальной стадии построения, а затем корректируется по "натуре".
      Сделаем дополнительные построения - обозначены красным цветом. Перенесем из рис. 91 - 92 линии передачи жевательных усилий. В силу некоторой условности обозначения, в отличии от Гицеску, назовем их силовые линии черепа. Первая пара линий проходит через височную кость, сочленение челюсть - череп и по внешней боковой стороне челюсти. Вторая пара линий проходит через переносицу, обводы грушевидного отверстия носа, клыки (уголки губ) и линию кости перегиба челюсти (боковая сторона - фронтальная). Забегая вперед, отмечу, что это и линии границы тональных переходов при прописке лица. Обозначим границу волос и основание рисунка также горизонталями. Таким образом, на фронтальной прориси черепа обозначена прямоугольная рамка, со вспомогательными элементами:
      - силовыми линиями черепа,
      - франкфуртской горизонталью.
      На боковом виде наметим горизонтали основания, и линии волосистой части лба. И вертикали, первая проходит через переносицу, а вторая ограничивает затылочную часть. Таким образом и на боковой прориси черепа образована рамка. Рамки фронтального и бокового вида задают воображаемую коробку Дюрера или по современному - параллелепипед модели черепа.
      При реальном портретировании уже на этапе индивидуализации модели модели желательно обозначить две линии:
      Первая линия проходит через лоб, костные бугры на переносице и спинку носа. Вторая - через подбородок, середину губ и кончик носа. Конечно, в реальности все может несколько отличаться, но эти линии позволяют в сложном ракурсе "считать" размещение элементов реального рисунка.
      Есть несколько важных элементов модели.
      1. Обратим внимание что высота лицевой части черепа по Гицеску отличается
      от бытового представления о лице - она не содержит в себе высоту лобной части.
      2. На практике на боковой прориси черепа расстояние от переносицы до
      слухового отверстия равно высоте лицевой части черепа.
      Поэтому размещение оси вращения франкфуртской горизонтали проходящей через слуховые отверстия в центре боковой "рамки" оправдано.
      Теперь рассмотрим модель туловища. Для этого рассмотрим рис. 160 и 162 [1]. Также красными линиями проведем построение рамок, которые задают воображаемые коробки Дюрера. также наметим боковые линии туловища.
      Несколько забегая вперед, рассмотрим и тазовую область, которая единым образом будет связана с верхней частью туловища. А при рассмотрении поколенных и ростовых портретов будем ссылаться на этот материал.
      Автор сохранил размерную систему Гицеску, для представления анатомической системы обмеров.
      Думаю, что любознательный читатель отметит, что мы рассматриваем не эллипсы и эллипсоиды как во многих руководствах по рисунку, а параллелепипеды как у Дюрера.
      Если читатель ответит почему это, то может читать дальше. Если нет, то рекомендую прочесть сначала курс черчения и начертательной геометрии. Если и после этого не поймет, то лучше ему не учиться дальше. Так ему Бог рамки провел.
     

рис.  30
рис.  30



      Приведу еще из [1] рис. 30. А Дюрер. Рисунок из "Dresdener Skizenbuch", представляющий собой способ построения форм тела с помощью геометрических фигур. Геометрическая абстракция позволяет вводить детали в архитектонический ансамбль порядка и меры.
     
Как видно из рисунка А. Дюрер для изображения фигуры в усложненном поворотами контрапосте использовал метод воображаемых коробок.      


      Для изучения возможностей метода целесообразно рассмотреть более распространенный пример. Пусть у художника имеется фото головы в ракурсе три четверти. И ему необходимо сделать портрет, по - возможности с руками. Совмещу методику построения портрета методом Дюрера, с учетом замечания Б. Раушенбаха и методику использования гармонизирующей сетки в работе портретиста.
      Возьму лист бумаги размером 60 х 70 см. и нанесу углем гармонизирующую сетку. Цветным мелком нанесу воображаемую коробку, которая определяет положение головы. Обычно несколько увеличивают пространство фона в направлении взгляда портрета, но, пользуясь своим правом свободного выбора, размещу коробку модели головы несколько в стороне от в центра. Целесообразно, предварительно, начертить след коробки головы на плоскости пола и тем самым определить проекционное сокращение размеров по картинной плоскости фаса и профиля коробки моделирующей череп.
      Напомню, что базовыми размерами черепа при построении коробки Дюрера являются:
- расстояние между внешними сторонами глазниц;
- высота лицевой части черепа, т.е. от низа глазницы до основания нижней челюсти (высота франкфуртской горизонтали);
- расстояние от слухового отверстия до переносицы во фронтальной проекции абриса черепа.
      То есть на первом этапе определяется габарит черепа и его масштабные сокращения при проецировании на картинную плоскость.
      При портретировании, как правило, избегаются сильные ракурсы принятые в фотографии, поскольку портрет предназначен для длительного экспонирования и плакатность портрета может в будущем плохо восприниматься. Конечно если это не портрет "команданте Че", Ульянова - Ленина и т.п.

book014-5


     

На синей гармонизирующей сетке красными линиями изображены коробки Дюрера для головы и грудной клетки. где:
      O, - точка крепления черепа к шее;
      O1, O2 - соответственно слуховые проходы, которые определяют прикрепление грудино-ключично-сосцевидной мышцы и, соответственно определяют рисунок шеи.
      OS - шея;
      LA1 - лопатка;
      A1 P1- плечо;
      P1 K1- предплечье.
      С С1 С2 С3 - проекция лицевой части коробки Дюрера на картинную плоскость;
      С1 Z1 Z2 С3 - - проекция, боковой части коробки Дюрера на картинную плоскость.
      Слева набора коробок - модели А. Дюрера размещены 3 вертикальных отрезка, которые представляют высоты составляющих коробок. Эти три вертикальные отрезки задают суммарно 3.5 единицы высоты коробки - высоту портрета. И в первую очередь высота портрета служит для масштабирования последующего рисунка на картине.
      В процессе исполнения рисунка особое внимание необходимо обратить на положение головы относительно грудной клетки. Прежде всего это жест, а не только геометрическое взаимоотношение. Наклон головы, поворот головы относительно грудной клетки неуловимо дает характеристику персонажа. На приведенном рис. 30 из [1] показано как из классического контрапоста, знакомого всем проходившим курс рисунка, путем доворотов туловища, головы, отведения ноги в сторону получился новый художественный образ.
      Вот аналогичная этой системе новая система доворотов на заготовке поясного портрета этой статьи позволяет создать дополнительные художественные акценты. Прежде всего "проволочный" каркас коробки трансформируется под любой ракурс. Это проходят еще в школе. Поэтому не буду рассматривать процедуры коррекции каркасной модели для усложнения жестов. Только отмечу, что традиция усложнения жестов модели по сравнению с обыденными позами идет от античных времен.
      В нашем примере необходима еще и трансформация модели под линии гармонизирующей сетки. сетки. Например, так довернуть положение коробок грудной клетки, чтобы А1 Р1 (модель плеча) проходила по линии сетки или рядом с ней (А2 Р2). Очевидно, что такое совмещение осуществляется путем наклона коробок грудной клетки.
      Получается, что модель туловища начинает приобретать черты позы человека, которые прислонился к спинке мягкого большого кресла. И эта поза сразу влечет необходимость смещения коробки модели черепа в стилистически приемлемый ракурс для такой энергетики собственно портретируемого. Аналогично меняется положение предплечья и кисти руки.
      Это показывает, что часто практикуемая на Арбате в Москве "рисовка" портрета с помощью фотографий головы невозможна при применении гармонизации рисунка с помощью сетки построенной на золотых сечениях. Кроме, разве, самых примитивных поз.
      Однако после определения ракурса и позы портретируемого возможно использование и фототехники, но при этом возникает ряд специфических требований к подсветке модели. Но об этом я буду говорить в следующей статье посвященной технике моделирования рисунка головы. А насчет применения гармонизируещей сетки приведу на память цитату А. Дюрера из одного его трактата. Его название запамятовал за 30 лет:
      " … Мастер не проводит вспомогательные линии, достаточно некоторых точек на рисунке…". Но, вместе с читателем вспомним, этот мастер - А. Дюрер, и спокойно будем пользоваться его линиями воображаемых коробок при построении модели портретируемого, естественно, корректируя пропорции модели по натуре.


      1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан, 1963г. - т.1 156с. с ил.



Hosted by uCoz